Здравствуйте!
Цитата:
Сообщение от Friederike07
Моему сыну год и 10, точнее, уже почти год и 11. Кое-что начало беспокоить в том, чем и как он играет. Подскажите, пожалуйста, правильно ли я "парюсь", надо ли его куда-то "направлять", и если да, то как это сделать осторожно и деликатно.
Сын почти не играет в игрушки. Ему интересны только взрослые вещи: компьютер, приборы с кнопками, ключи (только настоящие, бутафорская связка была с презрением проигнорирована), кошельки, посуда, тряпки, мыло, переливание воды.
|
Он видит, чем "играют" взрослые. Его подражательный интерес естественен.
Переливание воды, равно как и игры с песком впоследствии, очень успокаивают и могут надолго занять ребенка.
Чем Вам не нравится его такой интерес?
Цитата:
Сообщение от Friederike07
Детские игрушки - сортеры, кубики, машинки, мягкие игрушки (кроме двух котов, с которыми в обнимку он спит) - ему безразличны. Строит из кубиков пирамиды, да, но он их строит из любого подручного материала - кастрюля на кастрюлю, бутылка с шампунем на бутылку. В попытки построить из кубиков дом для зайца или гараж для машины не вовлекается, скучает.
|
В игре главное - развитие (моторики, творчества, спонтанности, знакомство со свойствами предметов и т.д.). Так ли важно, что именно служит удовлетворению этого развития - кастрюля или кубики?
Играть машинками, кубиками можно учить. Когда он поймет, что это может быть интересно - он может начать повторять и играть ими самостоятельно.
Цитата:
Сообщение от Friederike07
Показываю, как собирать сортер - начинает пихать все детали в то отверстие, на котором я ему показывала принцип действия. Пытаюсь вместе с ним подобрать другие - не хочет, упрямо пихает в первое, не получается - все выбрасывает.
|
Возможно, он позже заинтересуется сортером. Можете продолжать показывать, как можно сделать, чтобы получилось вложить детальку.
Цитата:
Сообщение от Friederike07
Не любит рисовать. Карандаши, фломастеры просто собирает в горсть и бегает с ними. Если рисует, то исключительно на стенах или на столе и полках, но только не на бумаге (мы не возражаем, не даем портить только книги). Пыталась давать акварель - или красит одной краской другие краски, или болтает кисточкой в воде и мажет водой по бумаге. Пластилин смешивает в серобуромалиновую массу, чистый цвет не понимает ("жучок - красный, листик - зеленый, солнышко - желтое" - нет, все сразу мнет и смешивает). Я даже боюсь, что он вообще не различает цвета. Или просто вредничает, потому что ему неинтересно.
|
Ему по возрасту положено активно бегать и исследовать мир.
Красками, пластилином нужно обучать пользоваться. Так же необходимо, чтобы сформировался навык держания кисточки, карандаша, фломастера, лепки. Эти навыки развиваются очень постепенно.
Для чего Вы хотите в 1 г 11 мес. усадить ребенка рисовать и лепить по правилам, по цветам?
Как Вы определили, что ребенок не различает цвета?
И кстати, мазать водой по бумаге - вполне себе занятие. Есть раскраски, которые можно раскрашивать именно водой. И они проявляют цвет, становятся цветными. Возможно, заинтересуется для последующего цветного рисования.
Цитата:
Сообщение от Friederike07
Ключи - идея фикс. Мы пытались не давать их ему в руки, выходя из дома (он брал их двумя пальцами за самый маленький ключ и нес в лифт, раскачивая над шахтой), но ответом всегда была страшная истерика. Заказали ему дубликат всех ключей, теперь закрываем дверь ими, чтобы он убедился, что они настоящие. На этот счет успокоился, но теперь он рвется поковыряться этими ключами во всех дверях, какие видит. В соседских, например. Спокойно и терпеливо повторяем: "Котенок, это чужая дверь, чужие двери нельзя открывать своими ключами, ключами можно открывать только наши двери", - душераздирающий визг на весь подъезд, и новый цикл на следующий день. На прогулках, если он один (если на площадке другие дети играют - совсем другое дело!) его невозможно почти ничем заинтересовать. Рвется во все двери, какие видит, пытается засовывать туда ключи и нажимать кнопки на кодовых замках. Кнопки нажимать даю, показываю, дернув дверь: "вот видишь, дом не наш, дверь чужая, не сработало", а вот насчет засовывания ключей в чужие замки я непреклонна. Говорю спокойно, повторяю многократно на все лады, но визг в ответ такой, что уши закладывает.
|
Правила устанавливают родители. Он может быть недоволен этим обстоятельством (визг). И тем не менее ему придется принять факт того, что чужие двери - чужие, их открывать нельзя.
При переходе улицы на зеленый свет, думаю, Вы придерживаетесь твердых правил? В вопросе с ключами возможна такая же твердость и однозначность.
Цитата:
Сообщение от Friederike07
Гулять просто так не любит, сразу начинает хлопать меня по карманам: где ключи, телефон или кошелек. Отвлекаешь на то, что происходит вокруг - не отвлекается. Не даешь - визг. Так что "просто так" мы больше не гуляем. Либо на коляске до магазина, либо сразу на детскую площадку.
|
Видимо, просто так ему гулять скучно. Он начинает себе искать интерес - этот интерес в Ваших карманах, т.к. других интересов нет.
Детская площадка как раз может быть тем самым интересом.
Зачем Вам, чтобы ребенок гулял просто так?
Цитата:
Сообщение от Friederike07
Ребенок подвижный, дома всюду залазит, бегает по коридору (я его ловлю, раскинув руки, и он бежит ко мне), с папой любят "летать" по столам, с удовольствием купается.
Почти не говорит. Лепечет много и эмоционально, но внятных слов мало. Не говорит "дай" и "на", вместо них "мамкает". "Мам!" - и требовательный жест рукой. Мамкает не только мне - и папе, и бабушке, и даже детям на площадке, если хочет чью-то лопатку.
Нормально ли такое поведение? Как нам, родителям, вести себя? Смириться, что у нас растет, условно говоря, "спортсмен", а не "художник"? (я шучу, конечно). Осознать, что он еще маленький, и просто дать ему развиваться туда, куда он хочет, не предлагать "скучных" занятий? Может, ему чего-то не хватает? Я пока вижу, что ему не хватает детского общества, он тянется к ровесникам и детям постарше, но в садик планируем идти только с осени. Или в ситуации с ключами и дверями уже видны признаки навязчивых действий и состояний, и нам надо срочно к психологу?
|
В плане выбора игр и занятий ориентируйтесь на ребенка. Он сам Вам покажет, что ему хочется, во что нравится играть, а что нет.
Ребенку сложно воспринять, что пластилин - интересное занятие, если ему не показать, что это может быть интересным. Вы можете пытаться заинтересовывать его и дать абсолютную свободу действий. Хочет все смешать - пусть смешивает. Вам важно, чтобы он учился лепить, знакомился с пластилином, экспериментировал или чтобы процесс и результат лепки были идеальными?
Тем же пластилином можно абсолютно по-разному играть. Вы говорите, что он любит играть с водой? Слепите лодку, есть нетонущий пластилин. И пусть он в тазике пускает эти кораблики. Со временем и сам может начнет лепить.
Можно рисовать пластилином, размазывая по бумаге пальцами. Часто дети любят такую возьню. Экспериментируйте.
Каким образом можно играть с тем или иным предметом, какие действия совершать - этому ребенок может научиться у Вас.
Цитата:
Сообщение от Friederike07
У меня еще один вопрос возник в параллель: сын, когда играет, все время "челночит". Строит - разбирает, складывает - разбрасывает, приклеивает - отклеивает (и если наклейку отклеить нельзя, поднимает рев).
|
Подобные игры адекватны его возрасту. Он изучает и исследует предметы и их свойства, набирается опыта путем проб и ошибок (с той же наклейкой), знакомится с тем, как предметы взаимодействуют друг с другом.
И да, его расстраивает, если что-то идет не так, как он хотел бы (представлял). Он расстраивается, когда он сталкивается с какими-то ограничениями, о которых не знал.
Как Вы реагируете на его расстройство (рев)? Вам сложно переносить его реакцию (крик)?
В любом случае чем бы Вы не занимались, во что бы ребенок не играл, на данном этапе развития важно именно то взаимодействие, которое устанавливается и происходит между Вами (родителем) и ребенком. Важны сами отношения и общение ребенка с Вами в процессе развития, в процессе игр. Конкретный вид игрушки и конкретный вид занятий в данном контексте не особо принципиален.