Здравствуйте, уважаемые консультанты.
Прошу прощения за длинный пост.
Очень нужен совет по поводу 2-х летнего неговорящего сына.
Из анамнеза: ребёнок от первой благополучной беременности, роды срочные, без осложнений, 3240/50 см/ 9 и 9 по Апгар. На грудном вскармливании до 1года 4 мес. Анемия лёгкой степени в 6 мес, купирована после введения прикорма.
До года развитие без особенностей - моторное с опережением: в 7 мес встал, в 10 мес пошёл, с удовольствием плавал в бассейне, гуление и лепет активные, охотно повторял и сам произносил простые слоги. Однако после тяжёлого ОРВИ в годовалом возрасте развитие речи как бы приостановились, а потом и вовсе регрессировало.
На данный момент - 2 года, в активном словаре слов вообще нет, просьбы выражает мычанием или жестами. Также проблемы с ночным сном, в принципе -всегда спал плохо, сейчас просыпается со стонами 3-4 раза за ночь, успокаивается как правило после питья или обнимания.
Контактный, подвижный, любит тактильный контакт с мамой, зрительный контакт поддерживает, любит похвалу, любит рассматривать картинки, слушает сказки, показывает животных, овощи/фрукты и предметы на картинках. Просьбы выполняет по настроению, не всегда, довольно упрям. Быстро запоминает названные предметы, приносит их или показывает на картинке. Собирает пирамидки, кубики, играет в мячик, бросает шарики, увлечённо раскидывает пуговицы и мелкие игрушки. Лепкой и рисованием не заинтересовался.
Неврологом обследован неоднократно, последний раз - в 1 год и 11 мес, неврологический статус без особенностей, заключение - темповая ЗРР, синдром нервно-мышечной возбудимости.
ЭЭГ мониторинг двухчасовой - эпиактивности нет. НСГ - умеренно выраженный вазоспазм. Слух проверяли, аудиограмма в норме.
Из назначений невролога на разных этапах с 1 года и 2 мес: ноотропы - Глицин, пантокальцин, кортекин, церебролизин, Глиатилин, Фенибут; физиотерапия - магнит на область шеи, электрофорез с магнезией в шейной области. Все медикаментозное лечение без эффекта, как минимум, или с возбуждающим эффектом.
Речевых сдвигов нет, даже напротив: если ранее наблюдались спонтанно произносимые слоговые слова, то сейчас осталось только мычание с разной интонацией.
Занимаемся самостоятельно по альбому Батяевой, книге Янушко. В 1год 10 мес консультировались у дефектолога по собственной инициативе(в поликлинике нам упорно советуют просто ждать до 3 лет), она сочла, что интеллект сохранен, но заниматься с логопедом ещё рано по причине отсутствия речи; порекомендовала занятия с психологом-игротерапевтом и комнату сенсорной интеграции. Начали ходить на игротерапию.
Вопросы следующие:
1. Какова схема обследования в нашем случае? 2. Может ли это быть моторная алалия и что делать в таком случае? 3. Стоит ли ходит к психологу, или это потеря времени? 4. Надо ли искать логопеда-дефектолога сейчас, или, действительно, предварительно ждать речевых сдвигов? 5. Какого и когда ждать эффекта от занятий с психологом и что делать, если речевых сдвигов не будет в ближайшие 3-4 месяца? 6. Стоит ли проходить ПМПК и добиваться логосада, или пробовать обычный сад для стимулирования речевого развития?
И, наконец, последнее - какая может быть причина у нас подобного нарушения речевого развития? При том, что у мамы и папы в роду все начинали говорить рано. Понимаю, что на последний вопрос едва ли возможно ответить более-менее определенно, однако, в ожидании второго ребёнка хочется избежать возможных совершенных ранее ошибок в воспитании.
Заранее благодарю за потраченное время.