05.01.2009, 14:18
|
|
травматолог-ортопед
|
|
Регистрация: 04.04.2006
Город: Москва
Сообщений: 5,355
Поблагодарили 1,259 раз(а) за 1,156 сообщений
|
|
женщин, получающих краткосрочную гормональную заместительную терапию по поводу симптомов менопаузы, имеют место и другие положительные результаты, помимо влияния на качество кости. Таким образом, направление пациентки к врачу общей практики или к гинекологу является наиболее безопасным выходом в тех случаях, когда планируется гормон-заместительная терапия.
Селективные модуляторы эстрогеновых рецепторов.
Препараты данной группы связываются с эстрогеновыми рецепторами, при этом в некоторых тканях они действуют как агонисты, а в других - как антагонисты эстрогеновых рецепторов. Среди всех модуляторов эстрогеновых рецепторов, одобренных в настоящее время для клинического применения, только ралоксифен показал себя эффективным для профилактики и лечения остеопороза [32]. Действие ралоксифена на кость хорошо изучено. Было доказано, что ралоксифен повышает минеральную плотность кости в поясничном отделе позвоночника и в шейке бедренной кости на 2-3% и умеренно снижает концентрации маркеров костного распада (от 30 до 40% - уровни, сравнимые с таковыми у пременопаузальных женщин), что соответствует антирезорбтивному действию на костную ткань [33-35]. Другим, гораздо более важным фактом является то, что ралоксифен снижает риск вертебральных переломов [34, 35]. Однако, снижение риска всех переломов было статистически незначимым [34-36]. Снижение частоты переломов в результате приема ралоксифена оказывается большим, чем можно было бы ожидать с точки зрения умеренного повышения минеральной плотности кости. Таким образом, можно предположить, что ралоксифен так же положительно влияет и на другие компоненты качества кости [34].
В результате селективного антагонистического действия ралоксифена на эстрогеновые рецепторы молочной железы у женщин наблюдается снижение частоты всех типов рака молочной железы на 62% (снижение риска инвазивного рака на 72%, инвазивного эстроген рецептор-позитивного рака на 84%) [28]. При этом не отмечается повышения частоты рака эндометрия. Риск тромбоза глубоких вен возрастает в три раза, что сравнимо с риском при заместительной гормональной терапии. Применение ралоксифена приводит к повышению частоты симптомов сердечнососудистых заболеваний и может повышать риск инсультов [34, 37]. Клиницистам при планировании терапии остеопороза следует взвешивать пользу ралоксифена по снижению частоты вертебральных переломов и инвазивного рака молочной железы и его вред, выражающийся в повышении частоты венозных тромбозов и инсультов.
Еще один селективный модулятор эстрогеновых рецепторов – тамоксифен, показавший себя эффективным для профилактики и лечения рака молочной железы, также снижет риск вертебральных переломов примерно в той же степени, что и ралоксифен [38-40]. Однако, ему свойственен гораздо больший по сравнению с ралоксифеном риск тромбоэмболий и рака эндометрия, что значительно ограничивает его применение для лечения постменопаузального остеопороза [32, 38-40].
Бисфосфонаты.
Антирезорбтивные препараты – бисфосфонаты, в настоящее время являются краеугольным камнем в терапии и профилактике остеопороза. Эти азот-содержащие вещества связываются с поверхностью кости, за счет чего обеспечивается их действие на реабсорбирующие остеокласты, выражающееся в снижении остеокластной активности и продолжительности их жизни. Лечение бисфосфонатами приводит к уменьшению резорбции кости и улучшает трабекулярную структуру. В результате этого имеет место повышение механической прочности кости, а риск перелома снижается. Существуют как пероральные, так и внутривенные формы бисфосфонатов.
В настоящее время в США FDA одобрено четыре представителя бисфосфонатов для лечения остеопороза: алендроновая (Fosamax), ризендроновая (Actonel), ибандроновая
|