#1
|
|||
|
|||
![]() Здравствуйте уважаемые специалисты.
Я буду благодарна если вы сможете как-то помочь мне выйти из сложной для меня ситуации, сложившейся в наших отношениях с дочерью. Моему солнышку 4,5 года. Я ее очень люблю. Но, из-за особенностей своего характера, видимо, чего-то не до даю в наших с ней взаимоотношениях. Основная моя проблема, - слишком много любви со стороны дочери. Для меня это тяжело. Характерный пример, - ложимся спать. Она в своей кроватке, я на диване рядом (от неё 30-40 см.) Ребенок начинает просить дать ей руку... Возможно Вам кажется, что в этом ничего страшного... Но, изо дня в день, из ночи в ночь, - это начинает приводить к тому, что мне становится не приятен физический контакт кожа к коже. (Дать руку дочь просит и просто сидя рядом со мной во время просмотра мультиков, или просто диванного-барахтанья. Причем дать руку, - это не значит подержаться за кисть, - это значит что она обнимет двумя руками предплечье, будет поглаживать и щекотать.) При этом в остальном у нас с ней вполне нормальные отношения матери и дочери. Я даю ей возможности, она использует их на своё усмотрение. Скорее всего вы предложите мне психотерапию в реале. К сожалению пока это не возможно. Я работаю, график довольно жесткий. Поэтому, мне хотелось бы попробовать предпринять что-то в он-лайне... если это возможно конечно. Заранее спасибо. Лариса. |
#2
|
|||
|
|||
Почитайте книжку К.Эльячефф, Н. Эйниш "Дочки-матери- 3-ий лишний" Ее можно скачать на книжных сайтах.
Вот ее краткая аннотация: Фундаментальный труд известных французских психоаналитиков К.Эльячефф и Н.Эйниш всесторонне освещает извечные проблемы семейных отношений и в первую очередь - все аспекты и тонкости взаимоотношений матери с дочерьми, анализируя их на примерах классической и современной литературы (произведений О.Бальзака, Г.Флобера, Г. де Мопассана, Л.Толстого, В.Набокова, А.Моруа, Ф.Саган и многих др.), а также таких знаменитых фильмов, как "Самая красивая", "Осенняя соната", "Пианино", "Тайны и ложь", "Острые каблуки", "Пианистка" и др. Издание адресовано не только психологам и психоаналитикам, но и специалистам в области литературы, театра и кино, а также любому читателю, которого интересуют психология и культура человеческих отношений. А потом можно обсудить... |
#3
|
||||
|
||||
Вам легко вступать в телесные контакты с другими людьми?
__________________
С уважением, Козлова Людмила Николаевна «Важно не то, что сделали из меня, а то, что я сам сделал из того, что сделали из меня" Сартр Ж.-П. |
#4
|
|||
|
|||
спасибо за внимание
Обязательно почитаю, спасибо за предложение.
Но... у меня как-то не получается делать выводы из прочитанных книг, касающихся психологии и отношений с детьми. На первых месяцах дочиной жизни я перечитала несколько книг по воспитанию/общению с детьми. Прочитала, и отложила... потому что дочь не хотела соответствовать описанным там ситуациям, или я чего-то не улавливала. Так что единственная надежда на: Нет. Люди с которыми мне легко обниматься/целоваться (вступать в телесные контакты) - отец и муж. В принципе, с дочкой мы тоже с удовольствием обнимаемся/целуемся, но ... (я только сейчас поняла, видимо) ... только тогда когда я вижу в этом необходимость/целесообразность, только тогда для меня это приятно. Когда она от меня этого требует мне становится неприятно, как-будто стена выскакивает из пола между нами. Спасибо большое за комментарии и внимание. Надеюсь на плодотворное продолжение беседы. |
#5
|
||||
|
||||
__________________
С уважением, Козлова Людмила Николаевна «Важно не то, что сделали из меня, а то, что я сам сделал из того, что сделали из меня" Сартр Ж.-П. |
#6
|
|||
|
|||
хороший вопрос. интересно проанализировать...
С женщинами сложнее.
Мне всегда было легче общаться с мужчинами. С ними можно быть честной и прямолинейной, не надо играть и искать подтекст в словах и действиях. Ну, как-то так... Причём необходимость играть и искать подтекст в поведении женщин, скорее всего связана с моей бабушкой (ныне покойной), которая была актрисой в прошлом, но "играть" не переставала никогда. Мама всегда уходила на задний план, на фоне бабушки. А так как мы жили вместе (мои родители, бабушка-мамина мама, и я), то получается что представление о поведении женщин, у меня складывалось на основе бабушкиного поведения. Мозгом... на интеллектуальном уровне, я понимаю что в физическом контакте, нет ничего страшного, а иногда он даже необходим. Но, мне приходится делать усилие, небольшое, но усилие, чисто интеллектуальное, чтобы перейти к физическому контакту. Причем понимать / осознавать эту особенность своего поведении я стала недавно, раньше же я не видела в своей отстраненности от окружающих ничего особенного. Я по жизни была одиночкой, и одиночество никогда не тяготило меня. При этом, в коллективе я чувствую себя НЕ напряжено, могу поддержать разговор, организовать какие-то процессы. Но, это будет результат интеллектуального труда. И при первой же возможности, я займу наблюдательную позицию в уголке, и буду следить как общаются люди, но не общаться сама. |
#7
|
||||
|
||||
Цитата:
Цитата:
__________________
С уважением, Козлова Людмила Николаевна «Важно не то, что сделали из меня, а то, что я сам сделал из того, что сделали из меня" Сартр Ж.-П. |
|
#8
|
|||
|
|||
прошу прощения за задержку. не пускали за комп
Сначала хотела написать, что сама с собой я общаюсь нормально. Но, потом решила выделить три момента, на мой взгляд ключевых.
Первое и самое главное, - я очень себя люблю. Люблю такой какая я есть. Более того, я горжусь собой. И горжусь своими родителями, т.к. благодаря им, я такая какая есть. Мне нравится свое отношение к жизни. Мне нравится моя прямолинейность и умение наслаждаться просто текущим моментом. В общем, по большому счету, я у себя молодец. Но, с другой стороны, я очень требовательна сама к себе. И могу подолгу сердиться сама на себя из-за каких-то мелких (и не очень мелких) промахов/ошибок/провалов. Видимо принять то что я все-таки не идеальна получается не всегда. И третье, - мне не очень нравится моё тело. Не в том смысле, что я его ненавижу или еще какие-то патологии. Нет. Просто он не соответствует навязываемым обществом стереотипам, а я как-то привыкла во всем быть успешной (в учёбе, работе, семье). И... Полюбить свое тело у меня не получается, но смириться с тем что оно такое какое есть, с возрастом становится все легче и легче. (Про тело я решила упомянуть, т.к. мы говорим о физических контактах. Может это что-то значит.) Цитата:
Во всяком случае в отношении других людей. У меня обычно всплывает мысль: "Зачем мне встревать в разговор? Ведь они отлично справляются и без меня..." Но, с дочерью не получается. От нее не скрыться. Найти тот уголок из которого можно было бы наблюдать не получается. И приходится общаться. Тогда когда это строится на вербальном уровне (вопрос-ответ), вообще проблем нет. По большому счету проблемы возникают когда дочь пытается "выразить свою любовь". Потому что я заглядываю к ней в глаза, и думаю, что ты делаешь? прикалываешься? или правда вот так пытаешься мне сказать что ты меня любишь? потому что я не верю, что так много любви может быть правдой. Потому что я сама никогда не выражаю свою любовь с таким накалом и энергией. И я не знаю, что я должна сделать чтобы остудить этот жар. И если честно не уверена, что это надо делать (остужать). Возможно это горение - это нормально, это то что нужно для ребенка. Но, как мне самой не пострадать в этом костре я не знаю. |
#9
|
|||
|
|||
Хотелось бы рассказать, вот о чём.
Я читаю рекомендованную выше книгу, первую часть по диагонали, т.к. раздел "матери в большей степени чем женщины", это скорее про мою бабушку, чем про меня или мою маму. Но, один абзац остановил на себе мой взгляд, и подарил мне повод для гордости собой. У меня бывают такие приступы самолюбования, на пустом казалось бы месте. Вот цитата из книги: "... задача матери состоит не в том, чтобы просто произвести на свет ребенка, она должна предоставить ему поле возможностей, на котором он может вырасти кем-то иным, чем она сама - другой личностью. Если матери не удается обеспечить пространства для взаимодействия, то усвоенный ребенком способ действовать в состоянии "другого", в свою очередь, не обеспечит ему необходимых первичных условий для реализации своей личностной самостоятельности..." (стр.68) Это то о чём я говорила в первом посте темы, о том что я даю возможности. (Хм, т.е. я всё делаю правильно ![]() Что мне не понятно в этом отрывке, как ребенок усваивает "способ действовать в состоянии "другого""? Мне кажется, это может происходить в первые месяцы-годы жизни ребенка, т.е. приучение к такому способу поведения? И так ли это плохо? В прочем это не про нас с дочерью. Я всегда была уверена, с самых первых моментов её жизни, что она настолько уникальна и не похожа на меня (либо еще кого-либо), что я с этим ничего поделать не могу. Да и не хочу. У меня замечательный ребенок. Она сама себя обучает и воспитывает. Ведет себя в большинстве случаев очень хорошо. А когда что-то не так, то это мои проблемы. Это значит, что я не могу найти к ней подхода. Так что вопрос пока остается один, что я могу сделать чтобы ребенок не приучился "действовать в состоянии "другого"? А если немножко, то это ведь не очень страшно? правда? (шутю) |
#10
|
|||
|
|||
Здравствуйте, Лариса! Перечитываю этот отрывок и думаю, как Вам ответить. "Способ действовать в состоянии другого" я понимаю здесь как невозможность внутреннего отделения от матери, потому что мать не дает этого пространства ребенку, психически слита с ним, они как одно целое. Это действительно серьезная проблема для хорошего развития ребенка. Но у Вас явно не тот случай, а "немножко, это не страшно"
![]() С уважением, Вера. |
#11
|
|||||
|
|||||
Цитата:
Цитата:
Вы привыкли ориентироваться на общественные стереотипы? Цитата:
Цитата:
Вы не верите, что Вас можно любить безусловно? Цитата:
__________________
С уважением, Козлова Людмила Николаевна «Важно не то, что сделали из меня, а то, что я сам сделал из того, что сделали из меня" Сартр Ж.-П. |
#12
|
|||
|
|||
Цитата:
Цитата:
![]() ![]() ![]() Цитата:
Книга очень легко читается, и поэтому чтобы вдуматься и прочувствовать приходится делать перерывы. Я дочитала до "Мать звезда"... и остановилась. Сначала я не увидела ничего подходящего для себя. А потом решила, а что если немного сбавить накал. Т.е. с самого начала понятно, что в книге описываются крайности, наиболее рельефно описывающие проблему. Но если ситуация сглажена, не так драматична, - это не значит, что с ней не надо ничего делать. В общем я пришла к выводу, что в наших с дочерью отношениях есть что-то похожее на "мать звезда". В том смысле, что я не люблю когда меня отвлекают от чего-то, что я делаю (и считаю что это важно). Т.е. у меня нет какого-то всепоглощающего занятия/хобби. Но, если я, например, готовлю - меня лучше не трогать. Причем никому. Ни дочери, ни мужу. Сначала я постараюсь спокойно дать понять, что я занята, и меня лучше не трогать. Но, в то время когда муж понимает максимум со второго раза, то ребенок может просто "достать". И главное, что самое обидное, я понимаю, что мне дешевле отвлечься на 30 секунд... но, почему-то не всегда могу. Спасибо за книжку ![]() |
#13
|
|||
|
|||
очень интересно отвечать на вопросы о себе. даже не ожидано.
Конечно. Вот такая я противоречивая натура. И это тоже замечательно
![]() Например. Недавно, я очень не удачно въехала на поребрик, когда входила в поворот на совершенно знакомой мне парковке. И всё почему? Потому что рассердилась на какого-то "тормоза" ехавшего впереди, на мой взгляд очень медленно. Как оказалось в последствии, прав был он, а не я. Меня потом сутки время от времени перетряхивал тот удар о поребрик (я вспоминала, ругала себя (немножко), и обещала больше не сердиться на других, чтобы потом не сердиться на себя). Не факт, что так и будет. Но, если это снизит количество моих ошибок за рулем хоть на процент, и то дело. Это длинная история, на самом деле. Очень важной моя успешность и соответствие принятым стандартам была для моей бабушки, да и для семьи в целом. Ну, как же внучка должна быть умницей, читать стишки с тумбочки, и играть на пианино... получать пятерочки, и во всем быть первой, чтобы бабушке было чем гордиться... А мне это все было легко. Я легко училась, была старательной на доп. занятиях, будь-то танцы или фортепиано (слава Богу меня в муз. школу не взяли, из-за отсутствия чувства ритма). Но, интересным все это было только первые месяцы - потом я "понимала", что разобралась в этом достаточно и предмет меня переставал интересовать. Но, привычка учиться осталась... даже не так, мне интересно было накапливать информацию. Познавать. Благодаря этому я в большинстве случаев совпадала с представлением окружающих о том, какой должна быть "хорошая девочка". Но, на самом деле... понимаете, в моей ориентации на "общественные стереотипы", первично стремление облегчить себе жизнь. Т.е. если я не буду сильно отличаться от массы, на меня не будут обращать какого-то пристального внимания, и я смогу спокойно жить своей жизнью. Как-то так. Что мне не нравится из описанного выше, так это привычка ждать оценки окружающих. И если это оценка не "отлично", мне не приятно. Это, получается что, было заложено в детстве и не мной, а я не могу с этим что-то поделать кардинального. Например. Я довольно много пишу на форумах в инете. И ожидание оценки/ответа на мои посты получается довольно томительным... Конечно. У меня есть что сказать по многим поводам. Но, мысль о том что, возможно, моё мнение никого не интересует, или они все равно сделают по своему, довлеет. Цитата:
О, как завернула... Т.е. мне кажется, что я чувствую какую-то фальшь. И вчера я поняла, что именно происходит. Не все время, но иногда ребенок копирует мультяшных героев. Она играет кого-то другого когда пристает ко мне особенно активно. (ну, или у меня уже паранойя) Вот что было вчера. Наш папа ушел из квартиры. Дочь прекрасно видела и слышала как он уходил. Но, в какой-то момент, она берет меня за руку, как всегда двумя руками и довольно сильно сжимает, и начинает сюсюкая спрашивать:"мя-мя г-д-е-п-а-п-а?" причем в голосе такая ехидная усмешка скрыта. Я посмотрела на нее, спокойно без эмоций и улыбки, и спрашиваю: "Чего ты хочешь?" И всё... как выключатель переключили. Нормальным голосом, дочь повторила вопрос уже без усмешки в глазах и улыбки. Нет, т.е. я не против когда она играется и строит из себя кого-то. Но, я не хочу игры/наигранности в отношениях со мной. В обыденных отношениях со мной. Я тоже могу поиграть и построить из себя что-то/кого-то. Но если ты выражаешь свою любовь, - будь собой, а не кем-то еще. Я не утверждаю, то каждый раз когда дочь ластиться она кого-то играет, но видимо это происходит довольно часто, раз я обратила на это внимание. (Блин, надо же было так много времени потратить, чтобы сформулировать/осознать в чем проблема. Да и в этом ли?) Как дать ребенку это понять? И нужно ли? Может само пройдет? Цитата:
Ну, и то, что мне реально тяжело физически сейчас в моих отношениях с дочкой. |
#14
|
||||||
|
||||||
Цитата:
Цитата:
![]() Цитата:
Цитата:
Цитата:
Что Вам даст оценка, какое право? Цитата:
__________________
С уважением, Козлова Людмила Николаевна «Важно не то, что сделали из меня, а то, что я сам сделал из того, что сделали из меня" Сартр Ж.-П. |
#15
|
||||||
|
||||||
Цитата:
Ребенок сейчас экспериментирует с ролями. Что-то станет частью его личности, что-то будет отброшено. Он примеряет на себя разные стили, создавая свой неповторимый и индивидуальный. Цитата:
Вам сложно ее принять не такой, какой Вам бы хотелось ее видеть? Цитата:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
__________________
С уважением, Козлова Людмила Николаевна «Важно не то, что сделали из меня, а то, что я сам сделал из того, что сделали из меня" Сартр Ж.-П. |