#1
|
|||
|
|||
Ника, 2 года. Как оценивать речевое развитие?
Здравствуйте, Полина!
Спасибо за Вашу работу. Внимательно изучила Ваши советы (как помочь малышу заговорить). Хочу описать и нашу запутанную историю в надежде на руководство ![]() Моей дочке Нике ровно 2 года. Родилась (экстренное кесарево) с проблемами - гипоксия, асфиксия, двусторонний отёк мозга. Апгар 3/4. Пару недель полежали в отделении детской неврологии, выписались с благоприятным прогнозом "100% потенциал психического развития". Последнее УЗИ мозга (9 мес) патологий не выявило. Девочка стала сидеть в 7,5 мес., вскоре поползла, а пошла ровно в год. Если бы не эти проблемы - я бы сейчас особо не заморачивалась. Но стою перед дилеммой - или ребёнок в самом деле отстаёт и надо помочь лекарством, или всё в порядке и нужно просто терпение. Наша семья из Минска, но последние 3 месяца живём в Варшаве. С девочкой я и муж разговариваем по-белорусски, родственники в основном по-русски. В последнее время стала она стала слышать и польскую речь (в песочнице ![]() Собственно, то, что меня волнует. В год и 10 мес. я показала ребёнка логопеду в Минске. Ника застеснялась и не сказала даже того, что знала ![]() Теперь о том, что ребёнок говорит. Отмечу сразу: она часто называет разные предметы при помощи одного и того же слога-слогов. То есть ка-ка - это и кукла, и каркар, и кваква, и крякря. ВОПРОС: считать ли мне, что она произносит несколько слов, если я точно знаю, что она в каждом случае имеет в виду конкретное явление? Вообще,её слова очень похожи. Например, "дёдё" - это и дядя, и дятел, и дети. Что говорит: Нима (Ника), мама, тата (папа по-белорусски), баба, деда, няня (Настя), дёдё (дядя, дятел, дети), тётё (тётя), аа (Рая), Бува (Вова), Эми (это имя певицы), дай, на, Дуду (поросёнок из мультика), кабака/каба (колобок, кабачок), габа (гарбата - чай по-бел.), буба (бульба), гука (гурок - огурец), нямням, попа, кабатя/каба (колбаса), аня, пипи (писять), кака (каркар, кваква, крякря, какать), кука (кукла), ааа (акула), ама (ложка), Боб, буп (пуп), бада (борода), анин (один), ав (собака), гого (лошадь), гага (гусь), иа (ослик), мома (морковка), мума (муха), иии (киса), мя (мяч), ма (машина, майка, панама, фломастер), гу (горка; кенгуру), баба (бабочка), тита (Рита), пипи (мышка), коко (яйцо, курица), куба (кубак/чашка по-бел), диба (рыба), капн (петух, павлин), чепа (черепаха), гакн (гадкий), топтоп, капкап, буэ (пюре), папати (памперсы), какн (качка/утка по-бел.), анан (банан), тапа (тапки), туту (поезд), кабаки (кубики), ка (конструктор), бах, декн (дзякуй/спасибо по-бел.), мими (миша, змея), ботики, бутики (бусики), апа (шапка, лопатка), биби (машина), пххх (ёжик). Говорит не очень чётко. Фразы появились буквально на днях - мама дай; Нима ням. Но это единичные случаи. Галофразы тоже есть. На горшок просится (но спит пока в памперсе), ложкой пользоваться умеет, но съесть всё самой не хватает терпения - у неё и у меня ![]() Вопросы: 1) Что скажете о ситуации? Что я ещё могу сделать для её улучшения? 2) Стоит ли нам переходить полностью на белорусский язык в общении в ребёнком? И правда ли, что отдавать её в садик (польскоязычный) стоит только после 3-х, когда уже сформируется понятие о системе одного языка (а то нас пугают возможным заиканием и даже рекомендуют её сейчас изолировать от польских деток)? 3) есть ли какой-то "час Ч", когда уже просто необходимо давать лекарства? Просто умом понимаю, что сейчас, в 2 года - РАНО, а эмоции зашкаливают, т.к. боюсь навредить детке промедлением. Спасибо большое заранее. Маргарита и Ника. |
#2
|
|||
|
|||
На днях добавились "мунини" (мультики), "тупа" (птица) и "дуба" (добра/хорошо по-бел.) Очень часто повторяет за мной первый слог какого-либо слова.
|
#3
|
||||
|
||||
Полина Львовна в отъезде, дождитесь ее ответа.
Цитата:
|
#4
|
|||
|
|||
Dr. Nathalie, спасибо Вам за ответ! Значит, просто будем стараться всесторонне развивать ребёнка.
А Полину Львовну подожду, конечно ![]() |
#5
|
||||
|
||||
пока ждете Полину Львовну, почитайте эту тему http://forums.rusmedserv.com/showthread.php?t=49722
|
#6
|
|||
|
|||
Nastassia,
спасибо, прочитала в первую очередь. Поэтому-то и недоумеваю: почему по всему миру детки, растущие в мультилингвальных семьях, как-то справляются, а нас пугают и заиканием, и тем, что ребёнок вообще "замолчит". |
#7
|
|||
|
|||
почитала темы других мам, напишу ещё о развитии, не только о речевом.
Девочка общительная, тянется к другим деткам, делится игрушками и берёт чужие ![]() Любит бегать, залазить на стулья-качели, но со спортивными снапядами на детской площадке особо не активничает - побаивается. Я не заставляю, но периодически "приглашаю", скажем, на горку - чаще отказывается. Если что-то не нравится, не получается, не понимают - может раскричаться, но, получив желаемое/обратив на себя внимание, успокаивается. Когда что-то надо, или говорит слово (если знает), или тычет пальцем: "Ы!" Я стараюсь в таких ситуациях комментировать свои действия. В последние дни появилось слово "дом", пару раз были фразы "мама ням" и (показывая на ванну) "попу мы!" (мыть). У меня такое впечатление, что она поняла и мн.число - в песочнице говорила "бабки", хоть раньше было "баба". Также появились глаголы (?) "каки" (какать) и "топа" (топать). Было - "кака" и "топ". Ещё у меня вопрос к Вам, Полина, или к неврологам, если кто-то прочитает. Как определяется, что у ребёнка незрелость коры головного мозга, что является причиной задержки речи? Есть ли какой-то аппаратный метод исследования, который точно установит наличие проблемы? Я не жажду давать своему ребёнку лекарства, а интересуюсь, так как логопед в Минске просто ПРЕДПОЛОЖИЛА, что такое может быть, посоветовав принимать Энцефабол без всяких предварительных исследований. |
#8
|
|||
|
|||
Ещё добавлю, возможно, это важно. Ника был на ГВ 1,5 года, отлучилась довольно беспроблемно (я сокращала количество кормлений). Прикорм (педиатрический) - с 6 мес., с года стали постепенно переходить на "взрослую" еду. С удовольствием ест каши, хлеб, мясо, супы, яйца, овощи. Фрукты - избирательно. Отказывается наотрез от йогуртов, кефира, сыра. Молоко и масло ест, т.к. добавляю в каши. Сосисок, сладостей и т.д. пока не даю, только сахар в чай и иногда печенье. Аппетит проблем не доставляет, сон (с большего) тоже.
Понимание речи. Даю многосложные указания (открой шкаф, достань красные носочки с котятами и принеси маме) - понимает и выполняет практически всё, иногда упрямится, но это, скорее, от нежелания делать, чем от непонимания. Кстати: вот только что расплакалась, т.к. я её прняла непрвильно: она говорила "ка-ка", я спрашиваю: "Это ворона каркает, кар-кар?", а она, оказывается, показывала на картинку, где мальчик на качелях качался, "кач-кач". Были случаи, что, показывая на мышку (от компьютера) Ника говорила "пипи", а на божью коровку - "мууу". Про горшок я упоминала - дома она сама подходит, снимает трусики и садится. На улице не просится - или дотерпит, или нет ![]() У меня создаётся впечатление, что ребёнку (в данном случае, моему) надо организовать разнообразный режим дня для стимуляции речи (прогулки, поездки в город, песочница с детками, чтение, лепка-рисование...) Я даже думаю для этого отказаться от подработки (переводы), т.к. 3-4 часа в день Ника развлекает себя сама, а я работаю за компьютером. Как Вы считаете? Может, я и преувеличиваю, но у меня тревога за Нику берёт верх над здравым смыслом. Как я ни стараюсь убедить себя в том, что все детки разные и у каждого свой путь, всё равно расстраиваюсь, когда слышу, как болтают её сверстники. Книгу Елены Янушко обязательно закажу по сети. |
#9
|
||||
|
||||
Добрый день. Коллеги обратили мое внимание на вашу тему. дело в том, что я иду с конца списка, а ваши многочисленные сообщения все время поднимают тему вверх.
И у меня сразу вопрос: с ребенком вы тоже так многословны? Это может быть причиной речевой задержки. По поводу вашей ситуации: знания о " зрелости коры" ничего не меняют в подходе к формированию речи, поскольку способов искусственного дозревания нет. Вы упорно хотите лечить? Тогда вам в Минск. Хотите цивилизованного подхода - прислушайтесь к специалистам в Польше. Речь может отставать из-за билингвизма, но потом все наладится и ребенок будет знать несколько языков. Помните, что у каждого языка должен быть свой носитель - так девочке проще. Все слова девочки запишите в столбик. Отдельно существительные, отдельно глаголы, отдельно другие части речи. Перепишите фразы которые есть у девочки.
__________________
С уважением, Полина Львовна Центр ранней помощи Даунсайд Ап сайт http://www.downsideup.org Форум http://downsideup.wiki/ru/forum/theme |