#1
|
|||
|
|||
"Дикий ребёнок": возрастная норма или пора бить тревогу?
Здравствуйте, уважаемые консультанты!
Вкратце ситуация такова: у ребёнка 1,5 лет почти полностью пропал интерес к взрослой пище, ест преимущественно грудь - а такие нагрузки для моего организма тяжеловаты; плюс ко всему основное питание происходит ночью во сне, из-за чего я не высыпаюсь и постоянно голодная. Дочка родилась от совершенно беспроблемной и лёгкой беременности, на 40 неделе, роды были лёгкими, без стимуляции, максимально приближенные к естественным. Физическое, умственное, речевое развитие Алёнки во многом опережает средние показатели, девочка весьма самостоятельная, с раннего возраста умеет сама надолго себя завлечь игрушками, сосредоточенно чем-то заниматься, сейчас часто проявляет инициативу в помощи по хозяйству, формирует навыки самообслуживания в быту. Словом, ребёнок беспроблемный, спокойный, не капризный - возрастные кризисы проходят без особенных эксцессов. Питание. Ещё задолго до рождения малышки я была настроена на грудное вскармливание по требованию до самоотлучения, намеренно не знакомила дочку ни с пустышками, ни с бутылочками, жидкость с самого раннего детства давала на чайной ложечке. С введением прикорма пришлось повременить из-за атопического дерматита, по сути, активно начали прикармливать с 7,5 месяцев. Новую пищу дочка восприняла на ура: с удовольствием и отменным аппетитом ела и каши, и овощи-фрукты, и молочные продукты. Однако со временем интерес к взрослой пище поугас, уже к году дочка ела взрослой пищи мало, установив свою "дневную норму". Это меня не смущало, т.к. питание было разнообразным, и дочка активно заедала взрослую пищу грудным молоком. Насильно дочку никогда не кормили, в груди тоже особо не ограничивали, около года грудь дочка кушала в течение ночи (2-3 раза), утром после пробуждения (это святое) и на дневной сон, изредка "догонялась" в течение дня. Если день был насыщенным, то могла весь день про грудь и не вспоминать. С Нового года ситуация редко ухудшилась. Днём 31-го декабря дочка заболела (похоже на пищевое отравление - высокая температура и жидкий стул), через пару дней поправилась, двумя неделями спустя переболела розеолой. И вот уже второй месяц подряд аппетит дочки к взрослой пище на нуле. Может целый день отказываться ото всего... А ночью "зависает" на груди. Если раньше 2-3 раза за ночь прикладывалась, пососёт и отваливается сама, как пиявка, то сейчас удаётся оторвать её на 10 минут, и потом опять она просыпается, ищет грудь, карабкается, хнычет - так и будет до самого утра спать с грудью во рту. Суточный рацион у нас сейчас совсем скудный. Завтрак: половинка яйца, пару кусочков сыра в лучшем случае. (Раньше ела молочную кашу, 3-5 столовых ложек, сейчас отказывается наотрез. Творожки-йогурты обычная для неё порция была 100 грамов в день, сейчас полный отказ). Обед: раньше палочкой-выручалочкой были супы, их Алёнка ела с удовольствием (овощные на мясном бульоне, куриный, щи, борщ). Вне супа варёные овощи почему-то не любит. Но я могла быть уверена, что при наличии супа ребёнок голодным не останется. Теперь же 1-2 чайные ложки - это предел мечтаний... Ужин: гарнир с мясом, свежие овощи. Гарнир и мясо практически перестала есть (опять-таки, 1-2 чайные ложки), ограничивается только овощами. В течение дня может погрызть сырой морковки, фруктов (яблоки, груши), поесть хлеба или сухарей. Вот и всё, и так изо дня в день. Попытки расшевелить дочку, вымотать её прогулками и активными играми к усилению аппетита не приводят. На прогулке Алёна предпочитает стоять столбом или прогуливаться шагом, дома тоже больше увлечена спокойными играми и занятиями. Она довольно активная, физически крепкая, может забираться на стол, подоконник и т.д., но не в её характере беситься и носиться сломя голову из угла в угол. Помогите, пожалуйста, разобраться в причинах пропажи аппетита и решить эту проблему. Следствие это перенесённых болезней, когда дочка сутками спала на груди? Или затянувшееся прорезывание клыков тому виной? Или возрастной кризис? Или же какие-то неправильные мои действия? ![]() Живём мы втроём в частном доме, контакты с другими людьми минимальны, большую часть времени дочка проводит со мной наедине. Вниманием не обделена: мы вместе играем, она помогает мне по дому, постоянно разговариваем, обнимаемся-целуемся, причин для возникновения страха "потерять маму" вроде бы нет. Правда, в течение болезни нас несколько раз навещали врачи, что, конечно, было стрессом для дочки, т.к. к чужим людям она относится настороженно, особенно если необходимо раздеваться при посторонних. По этой же причине отказались от предложенной госпитализации. Ещё один нюанс. Мы с мужем хотели бы родить ещё одного ребёнка, ориентировочно наметили начать планирование будущей осенью, чтобы разница в возрасте между детьми была не меньше трёх лет. Но с таким активным висением подросшей дочки на груди, боюсь, мой организм не справится ещё и с беременностью. А рассчитывать на то, что ситуация сама собой выправится в ближайшие полгода, пока не приходится. Я готова не рвать резко с ГВ, потихоньку подвести дочку к самоотлучению (по крайней мере, вернуться к привычному режиму кормления), но пока не представляю, как это сделать безболезненно. И главное, непонятно: отказывается дочь от взрослой пищи потому, что всегда может рассчитывать на грудь, или, напротив, зависает на груди из-за того, что голодная. |
#2
|
|||
|
|||
Да, ещё одна деталь. Одновременно с пропажей аппетита во время болезни появилась какая-то небывалая жажда. Сперва связывали это с обезвоживанием организма, но и сейчас, спустя месяц, дочка пьёт очень много. Раньше два-три глотка воды за весь день, сейчас выпрашивает с самого утра попить, выдувает залпом бутылочку 0,3 литра и просит ещё. Пару чашек детского чая, плюс сок, плюс грудь. Анализ на сахар сдавали - в норме. Есть подозрения, что такая тяга к питью проснулась не из-за жажды, а... оттого, что дочка научилась словами просить попить, то есть, проверяет в действии, как работает коммуникационная функция речи ))) Вообще, есть впечатление, что ест и пьёт она только то, что может сама попросить, а не то, что ей предлагают. Может, это всего лишь форма проявления самостоятельности (не просила - есть не буду)? Бывает, ей предлагаешь что-то вкусненькое, она демонстративно мотает головой, отворачивается, а потом тут же берёт и ест.
|
#3
|
|||
|
|||
Здравствуйте!
Цитата:
Все, что Вы озвучили – может быть причиной ее такого пищевого поведения. И прорезывание зубов, и следствие перенесенных болезней (перенесенный стресс, о котором Вы пишете), и какие-то возрастные изменения и особенности. Как у Вас в принципе организовано питание? Как Вы понимаете, что ребенку пора кушать? Как она дает Вам это понять? Цитата:
|
#4
|
|||
|
|||
Добрый день! (К сожалению, в профиле не указано имя, как к Вам обращаться)
Спасибо за ответ. Пока ждали, ситуация изменилась в лучшую сторону: вылез долгожданный клык и появился аппетит. Не аппетит, а аппетитище! Правда, завтракает по-прежнему неохотно и мало, зато в обед и ужин отъедается за предыдущие недели в двойном размере: таких порций она раньше никогда не поглощала ))) Проанализировав, пришла к выводу, что тут наложилось прорезывание зубов и перенесённый стресс на, по-видимому, возрастной кризис: одновременно с возвращением аппетита дочка совершила огромный скачок в развитии под девизом "Я сама". Перехватила инициативу практически во всех видах самообслуживания: умываться, вытираться, причёсываться, одеваться и обуваться (по мере способностей), кушать, заявила о желании пить только из чашки, и особо твёрдо - контролировать свои выделительные потребности (если раньше соглашалась с предложением посетить горшок, то теперь сама решает, когда ей надо, и сама организовывает посещение горшка; что приятно - практически без сбоев!) Видимо, такой глобальный скачок дался ей нелегко )) Плюс ко всему активный скачок в развитии речи (пришло понимание, что речь можно использовать как инструмент коммуникации: не просто "что вижу - о том и пою", а сообщить о своих впечатлениях, желаниях, выразить просьбу и т.д. без помощи жестов). Разумеется, улучшение аппетита сказалось и на количестве и времени ночных прикладываний к груди (одно-два за всю ночь, не считая груди на засыпание). Ура, я наконец-то стала высыпаться! Цитата:
Есть дочка не просит вообще. Может попросить сырые овощи (морковку, огурец, помидор, капусту) или сухарик, если они попадут в поле её зрения. Если еды в поле зрения нет, то есть не просит. В последнее время стала просить пить - но только после того, как научилась просьбу эту оформлять словами. Вообще тенденция просматривается: просит то, что умеет называть словами (хотя книжки-игрушки может просить жестами, если не может назвать словами), или пытается дотянуться и взять сама. Кажется, я изначально совершила большую ошибку, "навязывая" (предлагая) пищу дочке раньше, чем она сможет осознать, голодна ли она. Может быть, у неё сложилось впечатление, что еду просить и "добывать" не надо, "сами предложат и сами всё дадут", хотя настойчивости в этом вопросе я никогда не проявляла. Не считая неудачного старта ГВ в роддоме... |
#5
|
|||
|
|||
"Дикий ребёнок": возрастная норма или пора бить тревогу?
Здравствуйте, уважаемые консультанты!
Продолжу эту тему, согласно правилам форума, хотя она с предыдущей проблемой не связана. Дочке сейчас ровно 3 года. Девочка спокойная, замечательный характер, позитивная, с ней всегда можно договориться, капризничает редко, только когда очень устала. Самостоятельная, развитая девочка, по многим параметрам опережает среднестатистических сверстников. (Если нужны подробности, опишу). Но есть один нюанс, который беспокоит нас, родителей, но более всего беспокоит наших родственников: девочка крайне некоммуникабельна. Замечу, что проблемы с социализацией были и у меня, и у моей мамы, и бабушки - с возрастом мы их решали. На мой взгляд, ситуация не критическая и при деликатной коррекции со временем выправится - я делаю всё, от меня зависящее, чтобы дочку потихоньку растормошить. А вот родственники очень тревожатся на этот счёт, кричат, что это ненормально и нужно срочно что-то делать, вплоть до обращения к психиатру и, на мой взгляд, только усугубляют проблему. Прошу помощи специалистов оценить, насколько эти требования адекватны, мнению специалистов я доверяю больше. Теперь к сути проблемы. Мы с мужем и дочкой живём в частном доме за городом, общение в первые годы с окружающими было минимально - несколько соседей, в том числе и соседи с мальчиком-ровесником нашей Алёнки. Растим дочку вдвоём, 90% времени она проводит исключительно в моём обществе, бабушка приезжает на дачу только на лето и живёт отдельно, общается с внучкой только в моём присутствии. Поездки в город к моим родителям и подругам были достаточно редкими - раз в 2-3 месяца. Потом, когда дочка стала подрастать, мы расширяли круг общения, старались чаще выбираться дальше собственного участка, гулять на бОльшие расстояния, да и в окружении появилось несколько ровесников дочки, с которыми мы стараемся поддерживать регулярное общение. Первые признаки проблемы появились в возрасте 8-9 месяцев, когда любое посещение гостей для нас с дочкой было испытанием: только переступали порог чужого дома, она начинала безутешно плакать, даже будучи постоянно на моих руках. Спасало только "зависание" на груди. Были отдельные периоды, когда она могла отвлечься на игрушки-книжки и позволить посадить её на диван - на пол и отойти на пару метров. Но чаще она продолжала держать меня в поле зрения и реветь при малейшем признаке моего ухода дальше двух метров. Или, как минимум, была вся напряжённая и на грани слёз. Так продолжалось где-то лет до двух, постепенно она стала спокойнее относиться к походам в гости, реветь перестала, её можно увлечь игрушками-книжками, но она предпочитает находиться рядом со мной, сидеть на руках или держаться за юбку. Сейчас уже не плачет, но нахождение в гостях, даже там, где она бывает часто, причиняет ей заметный дискомфорт. Бабушку наконец-то она перестала дичиться, охотно идёт с ней за руку, выполняет её просьбы (полить цветы из лейки, сорвать клубнику и т.д.), но скованность в её движениях я вижу. Сама может зайти к бабушке в дом, сидеть играть с её собакой, охотно берёт из её рук угощение. Но то, что пугает больше всего бабушку и её родню: она совершенно, наотрез отказывается с ними разговаривать! Ни банального "спасибо", ни ответов на вопросы, ничего. Это относится абсолютно ко всем взрослым, кроме родителей. Причём она может увлечённо болтать сама с собой, задавать вопросы родителям, отвечать на наши вопросы, если других взрослых нет в поле зрения (или где-то за её спиной и она их не видит), но стоит ей только заметить, что она "не одна", она обрывает фразу на полуслове и замолкает, только улыбается. Она может горланить любимые песенки на всю улицу, может в людных местах (например, в магазине) громко спрашивать о чём-то, комментировать увиденное, не замечая окружающих - до тех пор, пока кто-то на неё не посмотрит или не обратится лично к ней, неважно, с какой интонацией. Тогда она тут же замолкает. Точно также она относится к любым попыткам установить с ней тактильный контакт - взять за руку, обнять, погладить по голове - любых взрослых, кроме родителей. От знакомых взрослых такие вольности терпит, скрепя сердце, а совершенно посторонние вызывают сразу слёзы. Справедливости ради, надо сказать, что с другой бабушкой, моей мамой, на исходе второго дня тесного общения она немного оттаяла, позволяла брать себя на руки-тискать и даже что-то тихонько мурлыкала под нос. Со знакомыми ровесниками ситуация лучше: она может вести "светские беседы", вместе во что-то играть, заявлять, что ей что-то не нравится (когда отнимают игрушку или навязывают объятья, например), словом, выглядит как обычный, чуть более застенчивый ребёнок, но не дичок. К мамам знакомых детей также у неё больше доверия, чем к бездетным взрослым - не разговаривает, но не боится остаться наедине, позволяет брать себя за руку, куда-то вести, вовлекать в совместные игры. Понятно, что с таким уровнем коммуникабельности мы не рискнули её отдать в садик, результат может быть непредсказуемым и нанести ей серьёзную психическую травму. Для постепенной социализации выбрали метод постепенного вливания в коллектив: стали ходить на детские площадки, наблюдать за играми незнакомых детей (иногда она начинает копировать их действия или комментировать), наблюдать за совместной деятельностью других детей (чтобы дочка видела, как можно взаимодействовать друг с другом). Записались в кружок изобразительного искусства (дочка очень любит рисовать, лепить, клеить - подумали, что через творчество ей будет проще адаптироваться в детском коллективе и научиться слушать и воспринимать постороннего взрослого). На первое занятие дочка пошла сама, успешно нарисовала первую картинку под руководством педагога, а со второго наотрез отказалась идти одна. Благо, присутствие родителей на этих занятиях разрешается, и теперь я её сопровождаю, сижу рядышком, чуть поодаль. Алёнка охотно рисует-лепит, но на активные физкульт-минутки в форме игры не откликается, сидит, как приклеенная, на стульчике. Пыталась выйти вместе с ней и заниматься тоже, но она стоит рядом и держится за юбку... На занятия бежит радостно, ей нравится заниматься, быстро занимает крайнее к выходу место, начинает готовиться к занятию (открывать краски, пластилин), я в это время стою рядом с дверью, в поле её зрения. Но стоит только воспитателям прикрыть дверь, чтобы начать занятие, она тут же начинает реветь... Вот такая ситуация вкратце. Родственников больше всего волнует то, что ребёнок с ними не разговаривает. Причём свои претензии они начинают высказывать непременно при ней, сопровождая это излишним привлечением внимания к ней: тормошат, задают неприятные провокационные вопросы ("Ну, почему ты не говоришь с нами? Это нехорошо, надо говорить!") и ругают меня. Попытки объяснить им, что они только усугубляют проблему, акцентируя на ней внимание ребёнка, похоже, не имеют никакого результата. Благо, видимся с этими родственниками мы редко. А я хорошо помню себя в этом возрасте, и как тяжело мне было выносить подобные насильственные потуги "социализировать", когда родители заставляли что-то говорить, подталкивали в спину, репетировали заготовленные фразы... И в итоге я решила, что я неполноценная, и довольно долго, уже будучи взрослой, переламывала себя, пока в итоге не достигла приемлемого в обществе уровня коммуникабельности )) Теперь боюсь совершить подобную ошибку с дочерью, стараюсь действовать ненавязчиво, не акцентируя внимание на этой проблеме. Стоим, вместе наблюдаем за другими детьми, потом комментируем их действия, потом вижу, что она уже дозревает сделать шаг навстречу и завязать коммуникацию - и в такие моменты я её поддерживаю. Словом, не настаиваю, если она не готова, если боится, если ей это общение не нравится, помогаю в отстаивании собственных границ от посягательств. Прошу уважаемых специалистов пояснить, является ли описанная ситуация критической и требующей серьёзного вмешательства, или избранная мной тактика выжидания и постепенного погружения в коллектив достаточно эффективна? Возможно, я что-то делаю неправильно, и дочка ждёт от меня иных действий (каких?)? Является такая застенчивость возрастной нормой, или это уже серьёзное нарушение, требующее коррекции? Может быть, имеет смысл учить дочку говорить "нет" на все попытки насильного принуждения к коммуникации, а не отмалчиваться (возможно, причина в этом?) Отвечу на все уточняющие вопросы, которые возникнут. Заранее спасибо! |
#6
|
|||
|
|||
Вопрос ещё актуален.
Подскажите, можно ли отредактировать заголовок темы? ![]() |
#7
|
||||
|
||||
Здравствуйте!
Могу отредактировать я. Как назвать? /Модератор/
__________________
С уважением, Мавлиева Радмила Руслановна |
|
#8
|
|||
|
|||
Спасибо, Радмила Руслановна!
По заголовку последнего сообщения, пожалуйста: "Дикий ребёнок": возрастная норма или пора бить тревогу?" Основная тема уже неактуальна, возможно, она путает специалистов... |
#9
|
||||
|
||||
Скажите, пожалуйста, смотрит ли дочка в глаза сама, отвечает ли взглядом на взгляд в глаза ей (или предпочитает не смотреть в глаза)?
В какие игры играет? Что любит делать?
__________________
С уважением, Мавлиева Радмила Руслановна |
#10
|
|||
|
|||
Здравствуйте, Радмила Руслановна! Спасибо Вам за внимание к нашей проблеме!
Про взгляд интересный вопрос. В общении с родителями и хорошо знакомыми людьми в глаза смотрит, может молча смотреть и улыбаться, но телом демонстрировать смущение (прижиматься к моей ноге, держать за руку). Если непосредственно к ней не обращаются (например, на прогулке я разговариваю со знакомыми), может стоять рядом и разглядывать собеседника, а может рядышком играть во что-нибудь. А вот если к ней навязчиво обращаются, требуя ответа, пытаются тормошить, то тут она опускает лицо или вообще отворачивается, о контакте глаз речи не идёт. Почему говорю, что вопрос интересный - потому что сама себя периодически ловлю на том, что не смотрю в глаза мужу или дочке, когда с ними общаюсь (например, мою посуду, отвернувшись спиной, и говорю "спиной", или разговариваю, находясь в другой комнате). Ловлю себя на этом и заставляю смотреть в глаза. И ещё, это может быть важно: дочка любит рисовать, в последние пару месяцев основным сюжетом её рисунков (имею в виду свободное творчество, а не рисунки на занятиях, конечно) стали человечки. Сначала это были просто человечки, а теперь в основном конкретные люди. В соотношении приблизительно 70% - это портреты папы, остальные почти поровну делят портреты мамы, её самой и антропоморфное изображение домашнего кота. Изображения могут отличаться в деталях, но неизменно на них присутствуют непропорционально огромные глаза, уши иногда отсутствуют, но если есть, то тоже огромные. Вот, например, характерный образец портрета: [Изображения доступны только зарегистрированным пользователям] Не знаю, говорит ли это о чём-то, или в 3 года психологические тестирования по рисунку не проводят? (Отражают ли непропорциональные части тела психологические особенности восприятия ребёнка, или она просто рисует "как умеет", не обращая внимания на масштаб? ) Про игры и любимые занятия напишу чуть позже, сейчас убегаем на занятия. |
#11
|
|||
|
|||
Про игры. Предпочитает спокойные игры и занятия, в которые может играть самостоятельно буквально часами: лото, паззлы, мозаика, рисование, лепка и т.п. Любит играть однотипными мелкими вещами: нанизывать на нитку пуговички, бусинки, развешивать на скатерти бельевые прищепки, сортировать кубики-фишки и т.п. мелочи по цвету, размеру.
Любит "читать" (смотреть) книжки, комментирует изображённое на картинках. Иногда просит почитать ей книгу, но чтения толком не получается: она то ли не умеет слушать, то ли зрительные образы в книжке отвлекают внимание от восприятия текста на слух: начинает перебивать, перелистывать страницы, рассказывать или расспрашивать об увиденном на картинке. При этом те же сказки или стихи внимательно слушает, если рассказываю ей сама, без книжки в руках. Память хорошая, запоминает сюжет, потом пересказывает частично своими словами. Играет с удовольствием в машинки, в куклы раньше практически не играла: всё взаимодействие заключалось в раздевании, отрывании рук-ног-головы. ![]() Активные игры тоже любит: бегает, прыгает сверху вниз, любит качели, горки, игру в мяч (бросать, пинать ногой, кидать в кольцо), бег наперегонки, любит танцевать (но не при посторонних), делать зарядку, наблюдая за тренером в детских спортивных передачах, охотно копирует и разминку родителей. Научилась кататься на велосипеде, осваивает ролики, много ходим пешком (по 5-6 км без остановки, капризов и просьбы взять на ручки). В больших коллективах детей играть стесняется, а в компании одного-двух знакомых ровесников с удовольствием играет: могут вместе ковыряться в песочнице, бегать наперегонки, ходить по поребрикам, бросать камни в канаву, прыгать на батуте, качать друг друга по очереди на качелях и т.д. В этих занятиях под настроение она принимает активное участие, но как правило, не является инициатором, а поддерживает чужие инициативы. Дома с удовольствием проявляет инициативу во "взрослых" занятиях, практически всё, что делаю я по хозяйству, помогает делать по мере сил или имитирует подобное действие (гладит настоящее бельё игрушечным утюжком и воспринимает это всерьёз, не как игру - обижается, если я "переглаживаю"). Есть определённый объём домашних дел, которые она по собственной инициативе выполняет сама и ревниво оберегает от нашего вмешательства (например, сама стирает пыль, загружает-разгружает стиральную машину, не говоря о самообслуживании). Охотно помогает в огороде. Вообще мне сложно сказать, что она НЕ любит делать (заставили меня задуматься над этим), в смысле активно не любит. Практически любой деятельностью её можно заинтересовать, ну а насильно её ничем заниматься не заставляем. Хотя, может быть, она просто не проявляет своего нежелания? Как правило, в течение дня, помимо режимных моментов, значительную часть занятий она выбирает сама, единственное, что мы достаточно твёрдо настаиваем на двух правилах: 1. поиграла - убери за собой, потом возьмёшь другую игру. 2. свободный выбор занятий - в рамках режима (вехи: утренний туалет - завтрак - прогулка - обед - дневной сон - ужин - вечерний туалет - ночной сон, они привязаны ко времени, а между этих вех ребёнок распределяет своё время и свои интересы самостоятельно). |
#12
|
|||||||||
|
|||||||||
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Когда давят, то хочется спрятаться. Если это невозможно сделать, то хотя бы уйти "в себя". Цитата:
Какие у Вас есть фантазии о больших глазах и ушах на рисунке? Цитата:
Цитата:
Цитата:
Не пугайтесь сама. Процесс идет своим чередом. Продолжайте ходить регулярно и часто в людные места, занятия, игровые и пр. Будьте рядом, показывайте ей своей реакцией, что все нормально, что Вы рядом, если что успокоите и поможете. Цитата:
До садика на полный день ОБЯЗАТЕЛЬНО год-два походить на развивалки/игротеки (с Вашим присутствием) и группу кратковременного пребывания без Вас. Цитата:
Вы можете родственникам прямо противостоять, отвечать им на их ругань?
__________________
С уважением, Мавлиева Радмила Руслановна |
#13
|
|||||
|
|||||
Здравствуйте, Радмила Руслановна!
Большое спасибо за ответ! Цитата:
Цитата:
По поводу длинных ног и рук - это она проговаривает отдельно, акцентирует внимание: "У папы длинные руки, он всё может сделать", а относительно ушей и глаз - их размеры она просто не уточняет при рисовании. Я читала про психологический анализ рисунка, но данные трактовки применительно к рисункам дочери мне не резонируют, интуитивно чувствую, что это не про нас. Цитата:
![]() Последнее занятие принесло нам новое достижение: дочка сама добровольно дала руку в хороводе самому спокойному и приятному мальчику (более активные дети, видимо, доверия у неё не вызывают). Это маленький шажок вперёд. Мальчик этот на занятиях сидит рядом с ней, кроме того, испытывает потребность в коммуникации с посторонним взрослым (коим я являюсь на занятиях): показывает мне свои рисунки и поделки, ждёт одобрения. (Другие дети в группе нацелены исключительно на коммуникацию с преподавателем). Получается, выбрали этого мальчика "проводником" в коллектив. ![]() Цитата:
Цитата:
Противостоять - наверно, нет. Я не совсем понимаю, как именно реагировать на такие выпады, чтобы и свою точку зрения отстоять, и их не обидеть, и дочку при этом не травмировать (обычно она рядом со мной). На провокационные высказывания типа "Это ненормально, что она молчит. Ты считаешь, что это правильно? А как она будет в школе-то, в детском саду себя вести?" отвечаю: "Ничего страшного, я сама была застенчивая, и ничего, выросла. Всё это корректируется. Дочка разговаривает с теми, с кем хочет и кому доверяет. Да, если другие дети, которые общительны и иногда излишне навязчивы, но моя дочка не такая. До школы ещё вагон времени, мы работаем над этим". Объяснила, что подобные разборки не стоит устраивать при дочери, чтобы не создавать ей комплекс неполноценности. Если дочка рядом, при этом она жмётся к моим ногам, а я обнимаю её, глажу по голове, прижимаю к себе. Прошлый разговор был довольно жёстким, попросила их насильно на общении не настаивать, терпеливо ждать, и в присутствии дочки вопрос её молчания не поднимать, относиться к ней так, как будто так и должно быть. Посмотрим, как будут вести себя дальше. Они довольно редко приезжают к нам, и в крайнем случае для меня не проблема ограничить общение дочки с ними совсем (способов масса, мы можем, например, уйти гулять или в гости на всё время их гостевания, под благовидным предлогом исчезнуть). Алёнка - единственная внучка двух бабушек, родной и двоюродной (её сестры), чей сын и невестка по медицинским причинам бездетные. Поэтому для всей той семьи Алёнка - свет в окошке... С одной стороны, их жалко, с другой - не обязана моя дочь за это расплачиваться своим душевным спокойствием... |
#14
|
||||||||
|
||||||||
Цитата:
Цитата:
Рисунок - это поле экспериментов. Вы ей рассказываете и рисуете, как Вы представляете, как должно быть, сравниваете с живыми людьми/животными/растениями. Со временем мышление сделает свое дело, пропорции и представление о теле осядут в голове. Фантазия и творчество тоже станут более социально опосредованными. Пока у нее "голое" творчество, без социальной огранки. Цитата:
![]() Цитата:
![]() вот: Цитата:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
__________________
С уважением, Мавлиева Радмила Руслановна |
#15
|
|||
|
|||
Добрый день, Радмила Руслановна!
Большое спасибо за добрые слова и поддержку, они очень дороги! Цитата:
Вот, например, в свободном творчестве, когда дочка имеет возможность произвольно выбирать сюжеты рисунков, она предпочитает зелёный цвет. Папу рисует и раскрашивает преимущественно зелёным. Другие цвета встречаются, но скорее дополняют рисунок (как я понимаю, по принципу "использовать всю палитру"). Чёрный, коричневый не использует вообще. Белый по причине его невидимости на белом - тоже. ("Эта краска не работает!") Остальные цвета использует приблизительно в равной пропорции, но зелёный - безусловный лидер. С другой стороны, зелёный - любимый цвет не только в рисунке, но и вообще, она его выделяет везде. Выбираем цвет пряжи для юбочки - непременно зелёный, просит папу купить игрушку, акцентирует внимание на цвете: не просто "купи шарик", а "купи мне зелёный шарик", "купи мне зелёную лопатку", "купи зелёную машинку" (не в магазине, когда они перед глазами, а заочно). На пикнике вокруг стола стояло с дюжину пластиковых стульев, все белые, а один зелёный - дочка выделила его и сразу заняла. Так стоит ли придавать какое-то особое значение выбору зелёного в рисунке? К слову, живём мы за городом, и вокруг много, очень много зелени, мы окружены парком и лесом. Спасибо Вам за поддержку, будем потихоньку двигаться в выбранном направлении. У нас есть маленькие победы: на занятиях теперь чуть-чуть более активна, берёт детей за руки в хороводе, робко участвует в играх с предметами, причём сама проявляет инициативу. Вчера впервые сказала пару слов бабушке, в моё отсутствие - просто чудо! Бабушка сияла, как новенький пятак, что тоже само по себе чудо, улыбку мы от неё видим крайне редко. А сегодня на площадке, где было много чужих детей, активно бегала-лазала по горкам, забиралась на качели, горланила во весь голос песни, и даже отвоевала у ровесника лопатку, которую тот пытался у неё насильно вырвать из рук. |