#1
|
||||
|
||||
Логопедический массаж
Привожу простой вариант массажа лица и органов артикуляции. Он адаптирован для родителей и его несложно делать.
В каких случаях можно рекомендовать эти упражнения? 1. В шесть-семь месяцев у ребенка не появился лепет 2. при произнесении звуков ребенком создается впечатление, что он это делает с трудом, у него"неловкий" язык и "непослушные" губы. 3. Ребенок легко произносит звуки, но они нечеткие/"смазанные" 4.У ребенка наблюдается поиск артикуляции, он не понимает как уложить язык и губы для произнесения звука/слова/слога. Важно также помнить, что массаж должен нравиться ребенку. Начинать надо постепенно, с упражнений, которые приятны малышу, ими же и заканчивать. Наращивать упражнения постепенно, пропускать те, что категорически не нравятся ребенку. Предлагать малышу делать часть упражнений самому. Возможно он начнет с вас или с мишки, а потом будет делать уже на себе. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ Массаж лица и органов артикуляции 1. Массаж мышц лица Для массажа мышц лица используются «рубящие» и скользящие (имитация бритья) движения ребром указательного пальца, поглаживание, похлопывание ладонями и кончиками пальцев. Необходимо делать одинаковое количество движений, как по часовой стрелке, так и против часовой стрелки. Упражнение № 1. Активизация мышц лица. Протрите каждую щеку по кругу по кругу варежкой из махровой ткани. Движения должны быть равномерными и энергичными, начинайте от крыльев носа, двигаясь кверху по направлению к вискам, а от висков - вниз. Упражнение № 2. Похлопывание пальцами по лицу ребенка «Побежали пальчики» Пройдитесь быстрыми энергичными движениями по щекам и губам ребенка. Упражнение № 3. Похлопывание ладонями по щекам ребенка. Основания кистей взрослого соединены под подбородком малыша, а его щеки охвачены ладонями. Хлопайте энергично, но не очень сильно. Упражнение №4. Похлопывание указательным и средним пальцами по губам ребенка. При этом нужно произносить: «М-м-м-м…» Упражнение №5. Игра «Звонок». Произносится нараспев: - «Стенка, стенка» (при этом надо похлопывать по щекам, как в упражнении №3), - «Потолок» (прикоснуться ко лбу), - «Две ступеньки» (указательным и средним пальцами похлопать по подбородку и верхней губе), - «И - звонок: «Дзыынь!» (нажать указательным пальцем на кончик носа малыша). Упражнение № 6. Скользящие (бреющие) движения боковой стороной указательного пальца от висков ко рту малыша. Упражнение № 7. Рубящие движения ребром указательного пальца в направлении от висков ко рту. Упражнение № 8. Закрыть рот малыша и придержать нижнюю челюсть. Второй рукой провести от подбородка вниз по шее. Это учит сглатывать слюну. 2. Массаж ротовых мышц и языка ребенка (Используется массажная зубная щетка или палец взрослого, обернутый бинтом). 1. Прохлопать кончиками пальцев вокруг рта по часовой стрелке и против часовой стрелки. 2. То же самое проделать медленнее, останавливаясь и как бы «ввинчиваясь вглубь» при каждом прикосновении. 3. Помассировать верхнегубные мышцы малыша: похлопать кончиком или подушечкой указательного пальца от носа к верхней губе. 4. Погладить мышцы ребенка в направлении от носа к верхней губе. Движения выполняется ребром указательного пальца. 5. Несколько раз нажать пружинящими движениями указательного и большого пальцев на точки в уголках рта. Затем свести уголки губ, имитируя их положение при произнесении звука «У». Обязательно произносить при этом «У-у-у». 6. Поместить указательный палец под нижнюю губу и подбивать ее вверх до смыкания с верхней губой. Произносить при этом «Ба-ба-ба» 7. «Пельменьчики»: смыкать губы малыша движениями большого и указательного пальцев. Эти движения должны напоминать те, что совершаются при лепке пирожков или пельменей. Произносите при этом «М-м-м». 8. Специальную массажную щетку или палец, обернутый бинтом, поместить ребенку в рот, расположив с внутренней стороны щеки. Совершать вращательные движения, поднимая мышцы вверх. Обязательно выполнять движения и справа и слева. 9. «Перетирать» изнутри мышцы обеих щек. Указательный палец со щеткой или бинтом во рту малыша, большой палец снаружи. 10. Пальцем поднять кончик языка ребенка к альвеолам (бугоркам за верхними зубами), произнося при этом «Да-да-да», «Та-та-та». Массаж языка можно делать специальной массажной или зубной щеткой, хлопая и поглаживая по центру языка от кончика к корню и обратно. Окончание массажа. Закрыть малышу рот и указательным пальцем помочь удержать рот закрытым, помочь сглотнуть. Упражнения наращивайте постепенно. Удачи. Пишите, как получается. __________________
__________________
С уважением, Полина Львовна Центр ранней помощи Даунсайд Ап сайт http://www.downsideup.org Форум http://downsideup.wiki/ru/forum/theme |
#2
|
|||
|
|||
Очень интересный массаж, нигде не встречала, всегда иетодики для более старших деток. Единственно,что волнует:обязательно ли делать все упражнения?не могу ли я навредить, если дилетант в вопросах массажа?
|
#3
|
||||
|
||||
Делать можно и нужно не все, а только те, что не вызывают протеста у ребенка. Массажем не навредите, но насилием - да. Поэтому все делайте нежно и в пределах разумного
__________________
С уважением, Полина Львовна Центр ранней помощи Даунсайд Ап сайт http://www.downsideup.org Форум http://downsideup.wiki/ru/forum/theme |
#4
|
|||
|
|||
Распечатала и почитала. Одурела слегка. сыну не помешал бы такой массаж, но как залезть ему в рот даже не предсталяю. Не даст однозначно. единственное что любит это щеткой чистить язык. Всё.
|
#5
|
||||
|
||||
Доброе утро. А почему вы думаете, что массаж не помешал бы? В большинстве случаев он совсем не нужен. Природа все предусмотрела: своевременное введение твердой пищи в рацион ребенка успешно выполняют роль и гимнастики и массажа.
__________________
С уважением, Полина Львовна Центр ранней помощи Даунсайд Ап сайт http://www.downsideup.org Форум http://downsideup.wiki/ru/forum/theme |
#6
|
|||
|
|||
Полина, почему я так говорю. У Даньки повышенное слюнотечение. Периодиски прошу его вытереть слюнки. Сейчас 2,5, стало меньше, с 2 месяцев до 2 лет мы просто утопали в слюнях. Рубахи мокрые до пупа были. Обострялось после простудных заболеваний, может потому что нос забит и приходилось дышать ртом.
Рот вообще постоянно открыт когда спит и когда бодрствует если задумается, при этом дышит носом. Когда стала просить его вытерать слюнки, т.е. акцентировать внимание наверное начал этот процесс больше контролировать и может сглатывать... не знаю... трудно сказать. Думала дизартрия, но не не подтверждают. Добавлю что грудь не сосал практически (молока не было, сосал тем не менее активно но только первый месяц кормились от мамы), соску тоже не любил, твердая пища т.к. искусственник появилась рано. После года обратила внимание что яблоки не любит... грызть надо, подавай что помягче, груша, арбуз, хурма. Печеньки и сухарики предпочитает рассасывать а не грызть. Плюс те проблемы с речью о которых я писала в другой теме. Когда баловались\кривлялись заметила что не может язычек на верх направить. Вот это наш списочек(( |
#7
|
||||
|
||||
Ваш списочек говорит о том, что нужно более активно вводить твердую пищу. Тогда будет и жевание и глотание.
Кроме того, можно пробовать простейшую гимнастику - по подражанию. И массаж только в дополнение к этому, причем, проводить нужно интересно для ребенка, чтобы это не вызывало протеста.
__________________
С уважением, Полина Львовна Центр ранней помощи Даунсайд Ап сайт http://www.downsideup.org Форум http://downsideup.wiki/ru/forum/theme |