#1
|
|||
|
|||
Органическое поражение нервной системы
Уважаемые доктора! Моему Артемке 1 год и 4 месяца. Есть проблемы со зрением и по неврологии. Начну сначала. Информации постараюсь указать как можно больше, чтобы ничего не упустить.
Беременность вторая, запланированная. Первая беременность (тоже запланированная) – неразвивающаяся, проведена чистка на сроке 6-8 недель. Выявлены триплодия Х и наличие антител на фосфолипиды. Забегая вперед скажу, что в настоящее время проходим обследование у генетика. Кариотип у ребенка нормальный, синдрома Смита-Магениса не выявлено. Но генетик говорит, что проблема в генетике. Заключение пока не получили. Проблемы во время беременности: - антифосфолипидный синдром, - гиперфункция тромбоцитов, - эхо-признаки внутриутробной инфекции (последствия генитального герпеса и ЦМВ, перенесенных до беременности), - не очень хорошее функционирование одного из 3 кровеносных сосудов пуповины. Данная (вторая) беременность проходила без токсикоза, отеков. Во втором триместре была легкая простуда (насморк, больное горло, без температуры, 2-3 дня). Препараты, принимаемые во время беременности: метипред, элевит (2 месяца до беременности и 2 мес во время), свечи с папаверином, дюфастон, витамин Е100, фолиевая кислота, курантил, рыбий жир, свечи ацилакт, эссенциале форте, эскузан, свечи виферон-2, кальций Д3 никомед, замброза, гинипрал, Ечай, свечи генферон 500 МЕ, тромбо АСС 100. Роды проходили на сроке 38 недель. Преждевременное отхождение вод. Стимуляция схваток (окситоцин, но-шпа, аскорбинка и др.). Была проведена эпизиотомия, давление на живот, длительные потуги. Пуповина обмоталась вокруг ручки. Безводный период составил 12 часов. Ребенок закричал сразу (точнее другого варианта врачи непроизносили). Вес при рождении 3000 г, рост 51 см. Поставили 8/9 по шкале Апргар. Из роддома выписали на 5 сутки. В возрасте 3 недель нас положили в больницу с желтухой. Билирубин был 300. Лежали под лампой. Пили активированный уголь и люминал. Выписались через 2 недели (билирубин 180). С возраста в 1 месяц начались обильные срыгивания, больше похожие на рвоту. От погоды это не зависело. Иногда срыгивания увеличивались после приема некоторой пищи. После приема диакарба и панангина (2 месяца по схеме) срыгивания прошли полностью (к 11-12 месяцу). Сделали прививки: БЦЖ, 1 и 2 от гепатита, и 1 от полиомиелита (далее получили медотвод). По НСГ в 1 месяц обнаружили псевдокисту справа (6,5*3*7,5). В 4,5 месяца ее уже не было. В 3 месяца был поставлен диагноз нистагм и мы начали обследоваться: - диагнозы по офтальмологии: нистагм, сходящееся косоглазие, частичная атрофия зрительного нерва (?), альбинотическое глазное дно (?), органические изменения на уровне проводящий путей и корковых зрительных центров, - данные рентгенологического обследования головы и шеи (Артему 8,5 мес): «последствия перенатальной травмы шейного отдела позвоночника. Нестабильность кромко-церквикального (?) сегмента, сегмента с3-с5. Дистрофические изменения». Ни снимке видны «пальцевые вдавления», по которым невролог определила наличие внутричерепной гипертензии и назначила диакарб с панангином. - протокол эхоэнцефалоскопического исследования (Артему 8,5 мес): ширина III желодочка 3,5 мм (N 3-6 мм), индексы боковых желудочков: справа 2,1, слева 2,0 (N 1,8 – 2,2). Дополнительные сигналы – умеренное количество. Амплитуда пульсации М-эха 15-20% (N 5-30%), боковых желудочков 20-25 % (N 5-30%). Характер пульсации: ритмичная. Смещения срединных структур нет. Вывод отсутствует. - Задолго до первой беременности у меня были выявлены вирусы ЦМВ и герпеса (точнее наличие IgG; IgM отриц). Непосредственно до и во время беременности активизации этих вирусов не происходило (методом ПЦР вирусов не выявлено). Во время беременности была выявлена смешанная энтеровирусная инфекция коксаки А и В. Никакой дополнительной терапии назначено не было. У ребенка анализ крови показал наличие ЦМВ (IgG + 11 (N до 8), IgM отриц), герпес не выявлен, на коксаки не сдавали. - МРТ (Артему 10 мес) – на сериях томограмм очаговых изменений в структурах головного мозга не выявлено. Отмечается слабая выраженность рисунка белого вещества и коры в лобно-височно-затылочных областях с двух тсторон. Конвекситальные субарахноидальные щели не изменены. Хиазмальные цистерны свободные. Желудочковая система не расширена и не деформирована. Краниовертебральное сочленение не изменено, верхнее-шейные сегменты спинного мозга без особенностей. Зрительные нервы с расширенными периневральными пространствами с двух сторон. Имеются признаки задержки миелинизации в лобно-височно-затылочных областях. - ЭЭГ (Артему 1 год 2 мес) – (указываю подчеркнутое) межполушарная асимметрия слабая. Зональное распределение ослабленное. Бета-ритм: частота - выраженность незначительная. Сигма-ритм – индекс повышен, амплитуда 40-60-80 мкв, зональное распределение: генерализованные симметричны. К-комплексы – частые. Вертекс-потенциалы – частые. Тета-волны, дельта-волны, острые волны – множественные. эпи-комплексы – нет. Билатерально-синхрорнные вспышки (здесь указываю все, не совсем понятно)– бета-альфа-тета-дельта волн. Эпи-комплексов. В передних, во всех<, в задних отв. Менее 1 сек, 1-3-6-10-20-30 сек. Реакция на ритмический свет слабая. Видеомониторинг – видеофайл без особенностей. Заключение: дезорганизованный полиморфной медленноволновой активностью паттерн ЭЭГ сна. Дисфункция подкорковых и срединно-стволовых структур, с преимущественной заинтересованностью каудальных отделов. Косвенные признаки ликвородинамических нарушений. Признаки снижения функциональной активности коры полушарий мозга. Типичной эпилептической, пароксизмальной активности, грубых очаговых изменений нет. - эхоэнцефалограмма (Артему 1 год и 4 мес): срединный эхо-сигнал 63 мм слева и 63 мм справа. Индекс мозгового плаща 2,4 слева и 2,4 справа (норма 2,2 и ниже до 10 лет). Ширина III желодочка 5 мм (5 мм до 6 лет). Пульсация эхо-сигнала 50% (норма до 40%). Наличие дополнительных эхо-сигналов – выраженные. Заключение - смещения срединных структур головного мозга не выявлено. В ЭХО-ЭГ есть негрубые признаки внутричерепной гипертензии. - последнее заключение невролога (Артему 1 год и 3 мес): органическое поражение н.с.: нистагм, косоглазие, ЧАЗН OU, ЗПРР, ЗТМР (положительная динамика). - последнее заключение офтальмолога (Артему 1 год и 4 мес): OU – патология проводящих путей, ЧАЗН, Вт. Сх. Косоглазие. - по данным ЗВП зрение не ниже 0,1-0,2 (Артему 1 год и 4 мес). |
#2
|
|||
|
|||
Продолжение.
Что мы умеем: 2 недели – Артем улыбается 18 дней - периодически довольно уверенно держит головку. При выкладывании на живот становится на колени и локти. Замечает яркую игрушку. Немного следит за ней глазами. Узнает маму. 1 мес 1 нед – старается дольше держать головку. 1 мес 2 нед – поворачивает голову в сторону звенящей погремушки. Немного держит игрушку в руках. Иногда улыбается в ответ на улыбку. 2 мес – довольно часто произносит: «а», «э», «о». Довольно уверенно держит головку, лежа на животе. Иногда поворачивается с одного бока на другой (катаясь на спине). Иногда довольно продолжительно улыбается с широко раскрытым ртом. Глаза тоже улыбаются. Активно отвечает улыбкой на улыбку. Часто произносит звуки. Иногда делает движения, похожие на попытки сидеть (присаживается). Часто держит руки у лица. Трет глазки. Сосет кулак. Бывают попытки переворачиваться с боку на бок. При этом пугается, вытягивает руки и ноги и плачет. Пару раз поворачивался с боку на живот и начинал плакать. Кажется сказал «агу». 2 мес 1 нед – наблюдал за игрушками и прислушивался к музыке мобиля. Папа покрутил одного из медвежат (игрушку-погремушку от коляски) и Артем засмеялся. Когда Тёму оставили в кроватке с медвежатами, он дрыгал ручками и ножками и задевал за медвежат. 2,5 мес – вместо кулака Тёма сосет большой палец. Довольно часто переворачивается со спины на бок и наоборот. Любит спать на спине руками вверх. Старается ползти на животе, когда выкладываешь на животик. Очень любит сосать большой палец. Иногда косит глазки, особенно когда кушает. Часто улыбается. Иногда смеется. Иногда, улыбаясь, стесняется и прячется, поворачивая голову. Один раз очень громко сказал «ка». Когда плачет кричит «ма-ма». Говорит: а, э, о, агу, гу. 3 мес. – один раз перевернулся на живот. 3,5 мес: – старается высоко поднимать голову, лежа на животе (руки согнуты у груди). Нравится следить за мобилем. Играет с игрушкой или пакетом, держа его двумя руками. Иногда их облизывает. Иногда пускает слюни. Нравиться быть на руках в вертикальном положении, отталкиваться ногами от стола, когда поддерживаешь подмышки. Иногда подпевает колыбельным. Пытается присаживаться сам и когда тянешь за руки. Держит при этом голову. - перевернулся 3 раза и вытащил руку. - периодически переворачивается на живот, поднимает голову, лежа на животе и опираясь на предплечья. Иногда очень разговорчив. Любит слушать и смотреть на мобиль, держать в двух руках кольцо и гантель и чесать о них десны. 4 мес: - смеется, переворачивается на живот, держит в двух руках разные предметы, иногда высоко поднимает голову, опираясь на предплечья, пробует ползать, озвучивает машину, любит находиться в вертикальном положении, старается присаживаться. - трогает свои коленки и половые органы. 4 мес 1 нед – визжал от радости, смеялся. Может немного держать ноги за пальцы. 4,5 мес: пытался засунуть ногу в рот, а также приподниматься на руках. Вытащил соску изо рта и положил папе в карман. 3 раза поднимался высоко на руки. Перевернулся с живота на спину. 5 мес – пытается сесть в ванной с горки, поднимается на руках из положения лежа на животе. Интересуется тем, что пьют и едят родители (тянется к кружке). Пытается ползать, отталкиваясь ногами. Лежа на спине, приподнимает таз и прогибает спину. Недолго стоял на коленях и локтях в кроватке. На диване приподнимался с живота, выпрямляя одну руку и вставая на одну коленку. Пытался попробовать носок на ноге на вкус. Пытается присаживаться. Любит трогать чужие лица, волосы, залезать в рот. 5,5 мес – сосет большой палец ноги. Пытается кушать из ложки сам. Немного ползает на животе. Протянул ручки, чтобы его взяли. 6 мес – стоял недолго на прямых руках и коленках. Сказал «ба» и похожее на «яичко». 6,5 мес – сидеть и ползать не хочет. Сразу выпрямляет ноги и встает с поддержкой. Пружинит, подпрыгивает с поддержкой и с огромным удовольствием. Нравится все ронять. Сидит с поддержкой, если приподнять за руки. 7 мес – недолго сидит без поддержки, если его посадить. Встал из положения полулежа из горки ванной. Два зуба. Ползает на животе. Стучит ложкой по столу, лезет руками в тарелку с едой, открывает ящики. 7,5 мес - сам встал в кроватке, начал ползать (через 2 дня после того как встал), сам сел (еще через 2 дня). 8 мес – быстро ползает, осваивает приставные шаги, перелез порог ванной. 8,5 мес – сказал слогосочетания «ля-ля», «бо-бо», «алле», «мамка». Открываем ящики и дверки. 4 зуба. Играет в прятки. 9 мес: произносит «ня-ня-ня», «ма-ма-ма», «ля-ля-ля», «тя-тя-тя», «дя-дя-дя», «на-на-на», «па-па-па» и др 9, 5 мес – сделал сам несколько шагов бегом. 10 мес – 7 зубов. Показал носик и глазки мишки. Довольно уверенно ходит за одну руку. Кладет и снимает крышку с кастрюли, иногда кладет кубик на кубик, разбирает пазл. Ходит вдоль стенки. Простоял немного самостоятельно. 10,5 мес – активно стоит и ходит (2-3 метра) самостоятельно. 11 мес – выбрасывает все из ящиков и шкафов. Любит играть с ведерками-матрешками-пирамидой. Немного собирает пирамиду. Недолго смотрит на картинки в книжке. 11,5 мес – много ходит самостоятельно, кладет кубик на кубик, бросает мячик в ведерко, садится на корточки. Отдает то, что держит в руках, может что-то принести. Берет игрушку и ставит ее на диван, стенку, полку. 12 мес – перешагнул порог ванной вверх и вниз, держась за наличник. В лексиконе слоги: бу, ба, га, гы, ая, ма, па, тя, дя, ля, а, да, кака. 12,5 мес – играеь в ладушки, стучит игрушками по предметам. Пританцовывает (присаживается и двигает тазом), услышав музыку. 13 мес – сам встал из положения сидя на полу. 13,5 мес – 9 зубов. Кружится вокруг себя под музыку. 14 мес – рисует маркерами горизонтальные штрихи (карандашами не заинтересовался). Катает по полу машинку. Снимает и одевает крышечки с тюбиков и баночек. 14,5 мес – показывает не рукой, а пальцем на предмет. Дотягивается до дверных ручек. Пятится назад. Одевает колпачок на ручку, даже если взял не той стороной. Играет в песочнице. Немного катает вертолет на палочке. 15 мес – значительно расширился диапазон произносимых звуков и слогосочетаний, похожих на слова: «кто я?», «когда это?», «это ты?». 12 зубов. Бегает за голубями, легко сползает с кровати. За руку спускается по лестнице. Знает глазки, носик. Показал цифры и буквы. Кидает мяч. 15,5 мес - 13 зубов. Машет «пока». Толкает вертолет на палочке. Немного катает машину на веревке. Иногда кивает головой «да» или «нет» (чаще). Залезает на диван. 16 мес – 15 зубов. Взял собаку с пола, нашел стул и посадил ее на стул по моей просьбе. Выполняет простые просьбы. На сегодняшний день беспокоят вздрагивания ребенка во сне через несколько минут после засыпания в кроватке. Сейчас их стало меньше и бывают только днем в кроватке (вечером укладываемся на диване). Иногда специально бьется головой о предметы и руками бьет по голове или лицу. Играет он по-разному. Если ему что-то интересно, он может минут 10-15 возиться (стучать по мебели, нажимать на кнопки стиральной машины, включать и выключать телевизор, выбрасывать из ящика папины диски, нажимать на кнопки и клавиши синтезатора и т.д.). Ходит и бегает немного неуклюже. Сейчас начали 5 курс массажа с элементами ЛФК. На фоне массажа был каждый раз явный прогресс. 1,5 месяца мы ходим на развивающие и музыкальные занятия. При сравнении с другими детьми я делаю вывод, что: Артем довольно спокойный мальчик, многие дети-ровесники еще не говорят, также как и другие то делает, то не делает. Вроде ничего не забыла. Если необходимо написать препараты, которые мы пили, я потом добавлю. Извините, что так много. Уважаемые доктора, скажите пожалуйста: 1) что такое органическое поражение н.с. и чем оно грозит? 2) Нужно ли нам оформлять инвалидность? 3) Грозит ли нам спецшкола? В садик мы хотели бы попасть в специализированный – для деток с проблемами по зрению. 4) На сколько серьезно отставание ребенка в развитии и как нам ему помочь? 5) Нормально ли то, что ребенок бьется головой о предметы и руками бьет по голове или лицу? Спасибо заранее за ответы. |
#3
|
|||
|
|||
Не пойму, где признаки поражения нервной системы? Может быть, Вы что-то не до конца написали?
|
#4
|
|||
|
|||
Нет, я написала все, что было. Диагноз: поражение н.с. прозвучал совсем недавно (психоневролог из НЦЗД). Раньше неврологи диагностировали: ЗПРР, ЗТМР, последствия перинатального поражения н.с., синдром мышечной дистонии. Иногда говорили еще о гипертензии, но для нас она всегда была под вопросом.
|
#5
|
||||
|
||||
По какому заболеванию вам предлагают оформлять ребенку инвалидность ?
Никакой грубой задержки в развитии вы не описываете. |
#6
|
|||
|
|||
Офтальмолог и невролог предлагают офорлмять инвалидность, не уточняя по какому именно заболеванию. Видимо по органике или по низкому зрению. У ребенка по данным обследований зрение - 0,1-0,2 (верхние строки таблицы офтальмолога). Хотя со стороны об этом не скажешь. Артем снял волосок с одежды, но офтальмолог сказала, что это ни о чем не говорит.
|
#7
|
|||
|
|||
Анастасия,
судя по Вашему рассказу оснований для паники нет: - грубой неврологической патологии Вы не описали. - отставания в развитии нет. - небъющихся детей природа еще не изобрела. - спецсадики и спецшколы определяются состоянием ребенка. Остается вопрос со зрением. Каким методом определяли остроту?
__________________
С уважением, Валерий Валерьевич Самойленко |
|
#8
|
|||
|
|||
Делали 2 раза ЭФИ (ЗВП) у Хаценко в Морозовке в 3 и 11 мес. он про остроту зрения не говорил. Сказал, что у ребенка просто альбинотическое глазное дно (нет накакой атрофии), но зрение будет развиваться. Во второй раз нашел астигматизм и прописал очки и семакс. 2 раза делали ЭФИ (ЗВП) у Фильчиковой в 7 мес и в 1год и 4мес. Она говорила об органических изменениях и об атрофии, в 7 мес зрение 0,02-0,03, в 1,4 - 0,1-0,2. Предлагала оформлять инвалидность и грозила (в первый раз) спецшколой для слепых и слабовидящих.
|
#9
|
|||
|
|||
Здравствуйте Анастасия.
Вы не могли бы выложить скан той бумажки , которую дал доктор Хаценко? Хочется посмотреть Ваши зрительные потенциалы. Я думаю ему стоит доверять в плане отсутствия атрофии зрительного нерва. Насколько выражен нистагм??? Ставился ли диагноз Альбинизм? |
#11
|
|||
|
|||
Отсканировать заключения пока нет возможности. Фото не помещается (слишком большое даже в сжатом виде). Попробую что-нибудь придумать. Нистагм был очень сильный. В 3 месяца ребенок не фиксировал взгляда вообще. Сейчас нистагм значительно уменьшился. В состоянии покоя совсем небольшая вибрация (1-2мм). Усиливается ли нистагм при зрительном внимании не могу сказать, буду наблюдать. Альбинизм как таковой нам не ставят (глаза не красные, хотя волосы светлые (но темнеют), на теле имеются темные пигментные пятна). Генетик по поводу альбинизма ничего не сказал (я акцентировала на этом внимание, но анализов никаких на альбинизм мы не сдавали). Доктор Хаценко (и некоторые другие офтальмологи) говорил только об альбинотическом глазном дне (частичный альбинизм).
|
#12
|
|||
|
|||
Выкладываю фото ЗВП 1 - ребенку 4 мес. ЗВП 2 (2 стр) - ребенку 11 мес (сделано у доктора Хаценко).
|
#13
|
|||
|
|||
Думаю , оптимальная тактика такая. Если есть астигматизм, то ношение очков и больше ничего.
Дело в том, что в таком возрасте острота зрения у ребенка постоянно растет. Зрение повышается благодоря зрительному опыту , т.е когда окружающий мир проецируется на сетчатку с предельной четкостью. Если есть такая четкая проекция, то зрение повышается и к 3-4 годам должно достигнуть взрослой нормы. Если оптика глаза немного подводит , то четкой картинки на глазном дне ( как в фотоаппарате на пленке) не получается и зрение ( матрица фотоаппарата ) развивается до того уровня , который позволяет такая дефокусировка. Доктор Вам назначил очки , чтобы спроецировать окружающий мир на сетчатку , чтобы зрительная система развивалась. ОЧки помогают исправить неровности линз глаза и спроецировать окружающий мир на сетчатку. Если очки назначены в раннем возрасте ( как например у Вас) , то прогноз очень благоприятный. Далее ... Надо исключить глазную форму альбинизма... Если есть нистагм , астигматизм , соответствующее глазное дно... Уже стоит задуматься. Альбинизм бывает двух типов. Альбинизм делят на два типа по наименованию фермента , который принимает участие в синтезе специального пигмента - меланина. Этот фермент носит название - тирозиназа. Пигмент меланин , придает окраску родимым пятнам , соскам , промежности , волосам, и радужной оболочке глаз. Два типа 1 тип - тиразиназопозитивный тип благоприятный В данном случае тиразиназа есть , но ее маловато ... Ребенок способен к загару , есть пигментированые родимые пятна, соски пигментированы. 2 тип -(крайне относительно ) неблагоприятный для зрения- тиразиназонегативный. Полное отсутствие пигмента меланина. Ребенок не имеет пигментных пятен. Вместо загара - гиперемия кожи. ВОлосы становятся бело -желтыми Что не подходит под диагноз альбинизма, это то что у Вас с возрастом нистагм уменьшается. Зрительный нистагм - это адаптивная реакция , в которой для полноты восприятия видимого изображения , мозг "хочет" задействовать как можно большее количество фоторецепторов. Есть такие рецепторы , которые опять можно сопоставить с фотоаппаратом, только на сей раз цифровым. Каждый рецептор воспринимает один пиксел информации , в центральной части сетчатки их больше. Эти рецепторы имеют представительства в затылочной доле головного мозга. Далее поступающая информация воспринимается и анализируется. Именно благодоря тому , что у млекопитающих и птиц ( в тч и человека ) рецепторы заканчиваются в зрительной коре(затылочной доле, проходя через таламус) , мы осознаем зрительно весь окружающий мир (например лягушка , хватая комара даже не осознает этого, благодоря этому свойству, лягушек можно поймать на пустой крючок без наживки-вся информация анализируется на уровне сетчатки ) . У человека при рождении зрительная система не развита. Не развита зрительная кора головного мозга и ассоциативные связи ( напоминалки о ранее увиденном). Потребность в большой зрительной информации поступающей в кору возрастает с развитием зрительного анализатора и развитием ассоциативных связей. Потому зрительный нистагм должен увеличиваться с развитием фоторецепторов и их представительств в коре головного мозга (чтобы задействовать больше фоторецепторов в разглядывании объекта при зрительном вниманиии) . Зрительный нистагм относится к группе - переферических нистагмов. В эту группу относят нистагмы в которых причиной служат органы не относящиеся к головному мозгу ( глаз , среднее ухо). Зрительный нистагм , как правило усиливается на первом году жизни с развитием зрительного анализатора ( возрастанием потребности в повышенном поступлении информации от глаза к коре) . Ваша ситуация обратная. Надо разбираться |
#15
|
|||
|
|||
Цитата:
Там Вы это сможете разместить в любом размере и здесь выложите.Система сайта сама подскажет какой код здесь напечатать , чтобы тут получилась картинка. Я если честно не совсем воспринимаю подчерк при таком разрешении |