#46
|
||||
|
||||
![]() "Почему люди вообще совершают насилие? В традиции западного мышления, чтобы решить проблему, нужно обнаружить ее причину и устранить ее, тогда и проблема исчезнет. Важно найти причину проблемы, потому что когда мы ее найдем, станет понятно, кого или что необходимо обвинить в возникновении и поддержании проблемы, кому приписать ответственность, и какие меры необходимо предпринять, чтобы пресечь что следует и наказать кого следует. И те, кто совершил насилие, и те, кто от него пострадал, часто бывают очень озабочены поиском причинного объяснения поведения насильника. Многие люди испытывают напряжение и замешательство, если они не могут найти мотивировку поведения того, кто совершил насилие. Найденные причины и мотивировки в значительной степени определяют диапазон возможных способов решения этой ситуации. Парадоксально, но факт: многие из этих объяснений вообще не помогают прекратить насилие, они его оправдывают!
Многие объяснения причин насилия способствуют уклонению агрессора от ответственности и принятию ответственности за насилие пострадавшим или другими людьми, так или иначе вовлеченными в ситуацию. Ответственность за насилие может приписываться внешним событиям, стрессам, поступкам третьих лиц, медико-психологическим состояниям, которые, как кажется агрессору, не поддаются его контролю. Подобное понимание ситуации насилия ведет к ее неуспешному разрешению, и пострадавший часто оказывается нагружен дополнительным бременем стыда, вины и ответственности за то, что стал пострадавшим. Неудивительно, что при таких объяснениях насилия семья или социальная группа, в которой воспроизводится насилие, чувствует себя попавшей в ловушку: агрессор чувствует себя неспособным прекратить насилие, пострадавший считает, что не может обратиться за помощью или выйти из ситуации, а другие люди чувствуют, что бессильны и неспособны вмешаться и что-то изменить. Поиск причинных объяснений насилия очень мешает его прекращению; он служит только для того, чтобы успокоить, утешить и оправдать агрессора. Фурман и Ахола (1988) цитируют определение объяснения, данное Умберто Матураной: «Это заявление, которое успокоит вопрошающего». Насильник-агрессор может «обнаружить» причину и приписать ответственность за свои поступки каким-то внешним факторам (которые прежде были ему неизвестны), - и испытать облегчение, избавление от чувства вины, отпущение грехов, дать самому себе право на прощение и разрешение «начать с чистого листа». Обнаружение причинного объяснения помогает агрессору избавиться от чувства вины и стыда, в норме сопровождающих приятие ответственности за совершенное насилие. Задача поиска причинного объяснения из средства прекращения насилия часто становится самоцелью. Агрессоры убеждают себя и других в том, что они очень стараются, в то время как все, что они делают – это погрязают в интроспективном созерцании собственного пупка. Когда они совершают насилие вновь, они объясняют это тем, что причина, обнаруженная ранее, оказалась неверной, и снова начинают «очень стараться», делая больше того же самого (пупосмотрения, в данном случае). Вопрос «Почему?» может в такой же степени заботить и пострадавших. Они могут спрашивать «почему это случилось со мной?» и «почему он это сделал?» Хотя эти вопросы – совершенно естественная часть переживаний горя, которые испытывает пострадавший, они часто могут привести к тому, что пострадавший берет на себя часть ответственности за ситуацию насилия. Более того, психотерапевты тоже могут увлечься поисками причинного объяснения, и это способствует избеганию ответственности агрессором, и в результате эффективные решения ситуации насилия не обнаруживаются." (с) "По книге Алана Дженкинса "Приглашение к ответственности" (Invitation to Responsibility), выдержавшей к 2001 году 4 переиздания в Далвич-центре, первый кусочек реферативного перевода Алан - социальный работник [и работает он где? конечно, в Австралии ![]() И это касается не только насилия в семье. Книга Алана - уникальное в своем роде пособие по работе с теми, кто считает, что с ними все нормально (вот только другим от них плохо)." (с) Daria Kutuzova [Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям ] |
#47
|
||||
|
||||
И я про людей, и именно поэтому, boris, дайте определение - "неудачник" - это... А то как-то получается, что ярлык "жертва" и "психопат" плавно заменяются на ярлык "неудачник".
Цитата:
Цитата:
Говоря с пациентом о том, что не он провоцировал насилие, и не о какой его провокации речи быть не может; и не он причина насилия, и "не надо с больной головы на здоровую" переносить ответственность; и что общество отвечает за безопасность человека - Вы решаете три главные стратегические задачи, Вы убираете три главных источника возникновения ПТСР: 1) Вы снимаете с человека, подвергшегося насилию чувство вины. 2) Вы снимаете с человека, подвергшегося насилию ответственность за агрессию насильника. 3) говоря о том, что это огромная проблема в обществе, которую пытаются решить разные страны, что очень многолюдей ежедневно, ежечастно подвергаются насилию, что любой человек (в том числе и Вы) может стать объектом насилия - Вы снимаете уникальность проблемы. Вы отвечаете на важный вопрос "почему это со мной?" - "не почему, просто так мир устроен и дерь-о случается, ты не виноват". 4) Вы повышаете самооценку человека, подвергшегося насилию. 5) Вы называете вещи своими именами. Насилие - это насилие. К слову сказать, это не отменяет любовь, материальную зависимость и т.д. и т.п. - вообще вопрос жить супругам вместе или нет - это вопрос не психологов и писхотерапевтов. 6) всем вышепреречисленным Вы даете ему свободу и право выбора как относиться к насилию, к обществу в котором он живет и т.д. В каком-то смысле Вы повышаете его гражданское самосознание. 7) Вы можете предложить разные альтернативы, в том числе и по изменению общества вплоть до его смены. Естественно выбор за клиентом. Насчет смены общества Вы можете смеяться сколько угодно, но например, подросткам с аутизмом (да и рядом других расстройств, в том числе и не психических) в Ростове, не говоря уже о пригородах нет реальной социальной помощи в адаптации, при этом они часто становятся жертвами насилия со стороны сверстников. Скажите мне, как им выжить в условиях РФ? |
#48
|
||||
|
||||
По моему сугубо личному наблюдению - может быть в том числе и благодаря статистике моих "детских" приёмов у меня впечатление несколько другое - что в "недемократические времена строительства коммунизма" дети меньше травили непохожих, были более толерантны к "не-таким" и менее изобретательны в способах травли, нежели при нынешней "развивающейся в России демократии", равно как и в других странах. Взять ту же Америку - с каждым годом, с развитием "демократии" выстрелы в школах звучат всё чаще.
|
#49
|
||||
|
||||
Цитата:
Сейчас вопросы задаете Вы, а не Яша - создайте свою тему и Вам обязательно ответят. |
#50
|
||||
|
||||
Надежда Сергеевна!
Кажется говорим на одном языке. Но по праву создавшему тему ( а оно есть? ![]() "Агрессоры," к моему большому сожалению давно забили "жертв" даже в научной литературе. Практически же - "Виктимология (лат. victima — жертва) — раздел криминологии, учение о жертве. Определение Ежи Бафия: «Часть криминологии, занимающаяся участием физического лица-жертвы в формировании криминогенной ситуации (преступности)». Наука возникла в 1960-е годы" криминологическая литература насыщена отнюдь не характеристикой жертвы, а преступником. И снова повторю Часть криминологии, занимающаяся участием физического лица-жертвы в формировании криминогенной ситуации (преступности)». Таким образом, все то что касается роли общества и тд остается за бортом. Это и так ясно. Есть "жертва" , личность человека, его особенности - то есть все то, что возможно и определяет попадание в число "жертв" Учтите, что я не сбрасываю даже катастрофы. Надо разбираться и с этим. Коллеги! Не нужен флуд! Не нужны заумные ссылки. Можно конечно провести опрос, но это не даст ответов. Лучше вспомните случаи, ваши оценки - все важно!
__________________
С уважением Владимир Михайлович Подколзин |
#51
|
||||
|
||||
pliz, "по моему сугубо личному наблюдению" солнце вращается вокруг земли. Но эта ужасная наука утверждает иное.
![]() В "недемократические времена строительства коммунизма" не ьыло статистики о том, сколько детей и как их травили. Фильм "Чучело" появился лишь в 1983 году. В нынешней РФ о демократии пока говорить не приходится. Цитата:
|
#52
|
||||
|
||||
bill, и "незачем так орать", я Вас прекрасно слышу.
![]() Еще раз, так еще раз - зачем Вам обсуждать это на МЕДИЦИНСКОМ СЕРВЕРЕ? Прочтите ссылки и попробуйте понять одну простую вещь - в медицине нет понятия "виктимность" и быть не может - и разговоры о ней на медицинском сайте - флуд. Для этого есть криминологические сайты. |
|
#53
|
|||
|
|||
Эта фраза заставляет меня подозревать, что Вы оправдываете утверждение :"боятся, значит уважают". Для лагеря уголовников, это, возможно, справедливо. Для нормального общества - позорно.
Цитата:
Т.е. на вопрос "почему меня все бьют?" нельзя отвечать "ты что-то делаешь не так. Изменись ( накачай мышцы, купи пистолет, вылечись от аутизма, поменяй форму носа...) и тебя не будут бить". В любом акте насилия ( по отношению к мужчине, женщине, ребенку ) включая и "только вербальное", виноват ТОЛЬКО совершивший насилие. И он ВИНОВАТ. |
#54
|
||||
|
||||
Цитата:
Надежда Сергеевна если у Вас нет желания обсуждать или Вы не хотите видеть первоначального вопроса , то я ведь не против Вашего неучастия в этом обсуждении. Или Вы верите что если нет термина в медицине нет и проблемы? Или Вы отрицаете судебную психиатрию и судебную психологию? Мне проще верить, что Вам с этими вещами просто не приходилось иметь дело. Напомню, что есть и обвинение, но есть и адвокат. Вот это Ваше высказывание я расцениваю как флуд! мешающий раскрытия вопроса, который я задал в дискуссионном разделе в надежде получить информацию и продумать определенные вещи. Поэтому прошу, уж коли так получается, воздержаться от подобных комментариев и в дальнейшем ( если Вы конечно хотите) высказываться по существу.
__________________
С уважением Владимир Михайлович Подколзин |
#55
|
||||
|
||||
Цитата:
1. Меня интересует личность потерпевшего ( вплоть до катастроф) 2. Как помочь неудачнику. Причем первое является основным. Кое-что уже прояснилось. Но необходим материал для анализа и классификации. Есть чем поделиться?
__________________
С уважением Владимир Михайлович Подколзин |
#56
|
||||
|
||||
Владимир! В Вaших поисках Вам встретилось?:
[Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям ] |
#57
|
||||
|
||||
Цитата:
Учебничек как раз и подтверждает, что виктимность расматривается очень однобоко. А теперь заострю проблему. Шахид, или член деструктивной секты - они не жертвы? В чем их проблемы? Личностные, общество ( во что не очень верю или верю, если под обществом не подразумевается "сытость, демократия, толерантность))? Конечно же конкретный человек и его отношения с обществом. Но кто он?!!!!!!!!! И почему?
__________________
С уважением Владимир Михайлович Подколзин |
#58
|
|||
|
|||
Тогда снимаю свою претензию к Вам и переношу ее в адрес того, кто "хлопает в ладоши".
![]() По моим наблюдениям, потерпевшим может стать любой человек, чем-то не понравившийся потенциальному насильнику ( не имею в виду исключительно сексуальное насилие ). Это вопрос к психотерапевтам, наверное...Наверное, существуют какие-то тренинги...? |
#59
|
||||
|
||||
Цитата:
И этот мой впорос не с проста: Цитата:
Цитата:
Понятия "неудачник" в медицине так же нет. Более того, вешание на человека ярлыка "жертвы", "неудачника", может быть очень опасным как фактор повышающий суицидальный риск. Если человек подвергся насилию один раз и более, необходимо: 1) или лечение ПТСР как существенного фактора ретравматизации, 2) или лечение иных расстройств 3) обучение навыкам безопасности 4) психологические "тренинги уверенности в себе" для здоровых людей с "психологическими трудностями". Существует теория Мартина Селегмана о "выученной беспомощности" и согласно это теории человек как бы обучается не сопротивляться - его просто надо переучить. Если он обладает повышенным инстинктом самосохранения (что иногда считают трусостью), то нужны когнитивные или иные способы для уменьшения его тревоги (бдительности). Это единственное, что может предложить психотерапия в таких случаях, ибо её цель, как и любой медицинской практики - это сохранение жизни. Любой суицидальный риск должен быть сведен к минимуму. И именно поэтому, я думаю, что обсуждение виновности человека в провоцировании агрессивного поведения не должно быть в открытом доступе и вообще в медицине. |
#60
|
|||
|
|||
Цитата:
![]() ![]() Флуд, конечно. Сорри. ![]() |