#1
|
|||
|
|||
интеллектуальное отставание ребенка 4 лет
Полина,
буду очень благодарна Вам за посильную консультационную помощь по ситуации с моим ребенком. Мальчику (4 г 2 мес) не первый год ставят диагноз интеллектуального отставания логопед, психолог-дефектолог, невропатолог. Отставание проявляется в задержке речевого развития, а также в быстром истощении внимания и концентрации и/или его недостаточной интенсивности (остальное - следствие). Начал активно говорить в 2.5, имел слогонарушения, которые прошли самостоятельно. Сейчас говорит с дефектами. В речи использует полные ответы, вводные слова типа «боюсь, что…», «конечно, это так, но ….». На уровне общения абсолютно нормальный, причинно-следственные связи видит и активно использует их в общении. Стихи, факты запоминает хорошо, хуже - цифры. Ребенок часто не понимает инструктаж нового для него задания, ему нужно показать на примере. В сборе новой пирамидки может пропустить 1 кольцо по невнимательности. Собирает разрезные картинки из 4 частей, но более сложные - с моей помощью, и даже этому нам пришлось специально учиться. На занятиях все время отвлекается. Невропатолог предположила гиперактивность, но я не согласна. Ребенок творческий, впечатлительный, позитивный, ум пытливый, но, к сожалению, не ко всему) 1) в чем может быть причина проблемы с вниманием? Возможно ли это, например, из-за постоянного аденодита 2-3й степени и проживания в зоне с пониженным содержанием кислорода? Других факторов я не вижу. 2) возможно ли преодолеть отставание, принимая прописанные нам невропатологом фенотропил/тентотен/кавинтон, курсами массажа воротниковой зоны, регулярными общеобразовательными занятиями дома? Мы дополнительно занимаемся дома почти год по общеобраз-й программе садика, во многом мой ребенок даже лучше своих сверстников, но на инд-х консультациях нам по-прежнему ставят отставание. Боюсь, что предложенными нам средствами мы все-таки не сумеем подтянуться к школе. 3) Ребенок родился в октябре. В начале уч. года, когда ему едва исполнилось 4, к нему применяли стандарты развития 5-го года жизни. Те же стандарты применяют к детям, родившимся, скажем, в январе - т.е. почти с годовой разницей в возрасте. Правомерно ли в данном случае ставить моему ребенку отставание? Ведь для детей год - огромный период, за который можно очень многому выучиться. Беременность первая, в 30 лет, протекала без осложнений, как и роды. Семья благополучная. Буду очень благодарна за любые пояснения. Елена |
#2
|
|||
|
|||
Вы пытались получить консультацию у другого психолога/дефектолога/логопеда? Так сказать, второе мнение?
Какую группу вы посещаете (массовую, логопедическую, коррекционную)? |
#3
|
|||
|
|||
Нас консультировали 1 невропатолог, 1 дефектолог, 1 логопед и комиссия по приему в логопедическую группу.
Невропатолог наблюдает нас с рождения, дефекты отмечает, но прогнозы ее оптимистичны. Остальные специалисты едины во мнении по отставанию. В нашем городке таких специалистов мало, выбора практически нет. В отпуске я планирую найти специалистов в другом городе. Группу посещаем обычную, в логопедическую мы пока не попадаем, т.к. на комиссии сказали, что с таким уровнем мы не потянем эту группу. Сегодня я спросила у нашего воспитателя, неужели все дети на лету схватывают инструктажи к новым играм/заданиям, на что она ответила, что дети "вообще не слушают" инструктажи, пытаясь делать методом проб и ошибок. А на комиссии мне сказали, что недопонимание инструкции свидетельствует о "нарушении психических процессов". Меня волнует только один вопрос - если у ребенка, действительно, отставание, сможем ли мы догнать общий уровень к школе? Могу ли я решить проблему концентрации внимания и вообще усиленной работы мозга только предложенными мне способами? Мне предложили небольшую физ. зарядку, стимулирующую работу мозга. Это еще предстоит опробовать. Также мне показался ценным вычитанный мною совет не отвлекать ребенка, когда он чем-то увлеченно играет, и по возможности создавать для него такие ситуации, чтоб мозг привыкал к работе. Спасибо за Ваши вопросы. Надеюсь получить еще отзывы. |
#4
|
|||
|
|||
Какую альтернативу предложила комиссия? Какие заключения поставили?
Загадочный у вас город, Нижневартовск. В среднюю логопедическую группу (которая считается диагностической) поступают чаще всего самые тяжелые (в том числе неговорящие) дети.Что конкретно "не потянет" ребенок остается загадкой. Вы, учитывая д\р, имеете полное право претендовать на место в ней, хотя и в старшую так же можете поступить. ...Но не видя ребенка сложно сделать выводы об уровне развития и спрогнозировать успешность усвоения программы. |
#5
|
|||
|
|||
Комиссия предложила, как я уже писала, заниматься дома/на курсах и принимать таблетки, осенью нас приглашают на повторное слушание. Были обещаны те же самые задания. Их диагноз (именно такая формулировка в документе) звучит как интеллектуальное отставание и что-то типа задержка развития речи (извините, это точно не припомню). Если мы повторно не пройдем комиссию, мы останемся в нашей обычной группе. Школа - уже наши проблемы.
Я решила не отдавать ребенка в лого-группу, не дай бог там окажется в ряду слабеньких и сформируется комплекс. Если я Вас правильно поняла, средней лого-группой считается группа 4-5 лет. У нас такая лого-группа - старшая, т.е. 5-6 лет. Набирают туда детей, у которых только речевое отставание (нарушения экспрессивной речи и возможно подобное). А не потянет мой ребенок именно уровень заданий в лого-группе, которые требуют хорошего внимания, быстроты мыслительных процессов, умения сконцентрироваться и пр. Т.е. это не то, что для слабых детей, а даже, наверное, не для средних. Из таких групп дети приходят в школу уже подготовленными. В моем случае, думаю, нужно найти другого невропатолога просто для взгляда с другой стороны и выяснить есть ли гиперактивность. |
#6
|
|||
|
|||
Цитата:
Подготовка к школе - это задача любой подготовительной группы. Просто акценты расставлены по-разному. Вам внушили, что ребенок не справится в логогруппе (хотя вы лично не согласны с заключениями специалистов). Почему в таком случае не была предложена группа коррекционной направленности (для детей с ЗПР)? Я не очень компетентна в порядке комплектования групп в вашем городе, но к осени вероятнее всего все группы компенсирующей направленности будут полностью укомплектованы и вы останетесь еще на один год без помощи. Цитата:
Вы знаете, ситуация выглядит по меньшей мере абсурдно: Вам, по сути, предлагают дома самостоятельно подготовиться для поступления в группу детей с отклонениями в развитии? Эти группы и созданы для того, чтобы максимально скомпенсировать имеющиеся у ребенка отклонения и подготовить к школе. И руководит этим процессом специально обученный педагог по специальной программе в специально организованных условиях. |
#7
|
||||
|
||||
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Думаете, мне стоить настоять на лого- группе, поскольку она, действительно, нужна моему ребенку? Для людей их делают или для бумажки? Это тоже вариант. Что-то ребенок все равно вынесет из этой группы. В любом случае, нам нужно будет все время заниматься. Спасибо за ориентиры. |
#8
|
|||
|
|||
Ситуация более-менее прояснилась теперь. Вам действительно стоит получить второе мнение логопеда и/или дефектолога (не информируя, что вы уже проходили обследование, так сказать с чистого листа).
Если у ребенка заключение не изменится и задержка интеллектуального развития будет определена как первичная - то рассмотрите возможность посещения муниципальных курсов и повторной ПМПК весной (до момента комплектования групп), а так же возможность перевода в группу для детей с ЗПР - не надо их бояться, многим детям они дают путевку в жизнь. На выбор школы это не повлияет, поскольку выбор учебного заведения - это исключительное право родителей. Если заключение о развитии ребенка будет не столь однозначным, настаивайте на логопедической группе. Фактически, любые сомнения в заключении должны трактоваться в пользу ребенка, поскольку при нарушениях речи отставание в психическом развитии так же возможно (вторичное нарушение). Учитывая, что вы осенние, то вы можете идти в логогруппу на 3 года (на сентябрь 2013 вам будет 4 - значит можно в среднюю группу - минимальная нагрузка, акцент на развитие психических процессов, подготовка артикуляторной базы речи, формирование и развитие основных компонентов речевой деятельности в игровой форме в хорошо знакомых детям бытовых темах/ситуациях. Абстрактно-логические задания используются минимально, занятия по 20 минут). Кроме того, вы можете идти с опережением в старшую группу и если ребенок не будет справляться - то остаться в старшей группе на второй год (продублировать). В случае, если ребенок успешно освоит программу старшей группы, но не справится с огромным количеством абстрактного материала подготовительной группы (фонематический анализ, звуко-слоговой анализ, лексико-грамматический анализ, чтение и пр.) - вы совершенно законно можете продублировать подготовительную группу. Вариантов решения вашей проблемы множество. Не все они удобны для педагогов, но вы должны выбирать исходя из интересов ребенка, а не учебного заведения. Цитата:
У детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР и др.) как правило отмечаются вторичные нарушения, затрагивающие большинство психических процессов, начиная от внимания, заканчивая мыслительными операциями. Самое главное определить, в какой помощи нуждается ребенок: дефектолога или логопеда. Это очень сложно, чаще всего отграничение детей с первичными речевыми нарушениями от детей с трудностями интеллектуального развития занимает полгода и даже год (дети посещают специализированную группу и по итогам обучения специалисты делают выводы). Собственно, это еще один вариант для вашей ситуации. Настоять на определение ребенка в логопедическую группу и если через год улучшения будут минимальными - перевести в коррекционную группу через повторное ПМПК (исключительно с вашего добровольного согласия). Надеюсь, что вас проинформировали на ПМПК, что получив заключение вы не обязаны платить за посещение сада, даже если вы посещаете массовую группу. Достаточно принести заведующей вашего ДОУ заключение ПМПК. |
#9
|
|||
|
|||
Для вас выдержка из классического учебника по логопедии для ВУЗов:
Цитата:
|
#10
|
|||
|
|||
Ой, столько информации, мне нужно немного времени все обдумать. Спасибо большое, я отвечу завтра.
|